В газете «Шадринские епархиальные ведомости» № 2 (35) за март 2024 г. помещен ответ на вопрос читателя духовника епархии игумена Варнавы (Аверьянова) и материал об его участии в инаугурации Главы Далматовского муниципального округа
В очередном номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за март 2024 г. на стр. 2 в разделе «новости епархии» помещена статья: «Духовное участие в инаугурации» о благословении Главы Далматовского муниципального округа Андрея Геннадьевича Аносова наместником Успенского Далматовского мужского монастыря игуменом Варнавой (Аверьяновым) во время инаугурации 1 марта 2024 г.
На стр. 5 в разделе «письма читателей» под заглавием «Вопрос священнику» помещен ответ на вопрос читателя духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова):
Ваше преподобие, досточтимый игумен Варнава, благословите! Скажите, есть ли духовный смысл или символизм у теплоты (запивки) церковной? Меня смущает, что некоторые отказываются запивать простой горячей водой, а греют крещенскую воду и ею запивают после святого причащения. Здесь возникает вопрос, если это было бы лучше, священники тогда бы вливали в святую чащу не простой кипяток, а кипячёную агиасму. Не согрешаем ли мы, если Святое Причащение, ценней которого ничего нет, запиваем крещенской водой? Не умаляем ли мы этим Таинство Святого Причащения?
Монахиня Евфимия (Крейтор), село Боровское.
Здравствуйте! Бог вас благословит!
В отличие от теплоты (обычной горячей воды), которую принято вливать после раздробления Агнца и вложения частицы іс҃ в потир, т.е. после освящения Св. Даров, теплота как церковная запивка не имеет строго определённого символического значения.
В византийской литургической традиции вливание теплоты в евхаристическую чашу становится известным, согласно свидетельству русского литургиста архимандрита Киприана (Керна), примерно с V-VI веков, когда это действие постепенно приобретает символическое значение, напоминая верующим об отсутствии обычных после смерти признаков тления Тела распятого Искупителя Господа нашего Иисуса Христа, источившего по действию Св. Духа из прободенного Своего ребра теплую кровь и воду.
Принятие же теплоты (запивки) после причастия имеет более практическое значение – чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту и не была бы попираема из-за случайного падения. Иногда принятие запивки символически соотносят с повелением Христа Своим ученикам собрать оставшиеся ломти хлеба после чудесного насыщения Им нескольких тысяч в пустыни, чтобы ничего не пропало.
В качестве запивки обычно (в зависимости от местной традиции) используется разбавленное вино, ягодный морс или даже святая вода. В частности, некоторые священники сообщают, что на Св. Горе Афон винная запивка не практикуется, а используется именно святая вода. Хотя для русской традиции последнее, насколько мне известно, не характерно.
Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, следует признать использование в качестве запивки после Св. Причастия св. воды (в том числе, крещенской) допустимой, но не общераспространённой практикой, которую не следует навязывать другим. И тем более уж, не следует кипятить св. крещенскую воду – это явная «ревность не по разуму», граничащая с неблагоговением, ибо крайности, как известно, сходятся.