История монастыря

Краткая справка об истории и современном состоянии Успенского Далматовского мужского монастыря Шадринской епархии.

Успенский Далматовский мужский монастырь

Далматовский мужской 3-го класса монастырь основан в 1644 г. на берегу р. Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского монастыря иноком Далматом (в миру — тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697)). В 1644 г. старец Далмат ископал себе пещеру  в овраге на левом берегу реки Исети при впадении реки Течи. Тогда же принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери, впоследствии чудесным образом сохранившаяся на пепелище во время одного из набегов кочевников, неоднократно разорявших обитель. В то время это место принадлежало тюменскому татарину Илигею, который, узнав, что в находящейся в его владениях пещере поселился инок и опасаясь появления там монастыря, решился напасть на пришельца и погубить его. Явившаяся Илигею в сонном видении Богоматерь запретила причинять обиду отшельнику, так что тот, устрашенный этим чудесным явлением, смиренно пришел к Далмату и даровал во владение для будущего монастыря всю Приисетскую вотчину, став первым благотворителем вновь устрояемой обители. Тогда же, по монастырскому преданию, Илигей подарил Далмату в знак  уважения свои шишак и кольчугу, хранившиеся в монастыре как святыня до закрытия обители в начале ХХ в.

В ХVII в. монастырь не раз подвергался разрушению от калмыков и башкир (1651, 1662 гг.) и снова восстанавливался. Еще при жизни старца Далмата настоятелем монастыря стал его сын архимандрит Исаак (+1724 г.). Его трудами в 1705-1719 гг. возведен каменный Успенский собор с придельной Димитриевской церковью и колокольней. В 1713-1763 гг. вместо прежней деревянной построена каменная монастырская стена с башнями. Это настолько укрепило монастырь, что он был в состоянии выдержать осаду восставших крестьян («Дубинщина» 1762-1763 гг.) и штурм отрядов Е.Пугачева (1774 г.). Обладая значительными земельными владениями с жившими на них монастырскими крестьянами, многочисленными хозяйственными заимками, в том числе железноделательным заводом (впоследствии на его месте основан г. Каменск-Уральский), к середине ХVIII в. по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место среди обителей восточной части Российской Империи.

Далматовский монастырь был также центром духовного просвещения и образования в Сибири. В 1714 г. в монастыре открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, в 1735 г. учреждается славяно-греко-российская школа, в 1761 г. — семинария, в 1816 г. — уездное духовное училище, в 1846 г. — училище для служительских и поселянских детей, в 1884 г. — церковно-приходская школа с тремя отделениями, в 1899 г. — «второклассная» церковно-приходская школа с образцовой одноклассной с учреждением общежития для учеников в монастырских зданиях. В монастыре имелась богатая библиотека («книгохранилище»), первое упоминание о которой относится к 1679 г.

В первой половине ХIХ в. над северными святыми вратами строится каменная надвратная церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова вместо сгоревшей деревянной, срубленной в 1673-1674 гг. над восточными святыми вратами. В 1871-1881 гг. в монастыре строится церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя свт. Стефана, еп. Великопермского и прпп. Исаакия, Далмата и Фавста, к которой в 1896 г. пристроена каменная часовня-усыпальница над могилой прп. Далмата (здесь хранились его портрет, монашеское облачение, шишак и кольчуга). В 1904 г. в обители принят общежительный устав, а в 1912 г. монастырь стал второклассным.

Почитание основателя Успенской обители старца Далмата среди жителей окрестных губерний Урала и Сибири было довольно велико. В 1864 г. Пермская духовная консистория своим указом установила в селе Далматово 24 июня, в день его преставления  ежегодный крестный ход. В 1871 г. была попытка обрести мощи подвижника, в это время записываются свидетельства о его чудесах, исцелениях и явлениях.

Среди знаменитых насельников монастыря — сподвижник Далмата и постриженник обители  будущий первый архиепископ Архангельский и Холмогорский Афанасий (Любимов); учились в Далматовском училище будущий начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме и известный церковный ученый архимандрит Антонин (Капустин), изобретатель радио А.С.Попов, домашний учитель М.Ю.Лермонтова А.Ф.Мерзляков, организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М.Флоринский, полярный исследователь К.Д.Носилов; в монастыре похоронены сын Далмата архимандрит Исаак, дядя архимандрита Антонина (Капустина) епископ Екатеринбургский Иона (Капустин), зауральский краевед, просветитель и писатель А.Н.Зырянов.

После революции в начале 20-х гг. монастырь превращен в музей, в конце 20-х гг. службы прекращены. Сведений о репрессиях братии не имеется. В 1930 г. единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт; в этом же году со Скорбященской церкви снесли купола. Главная святыня — чудотворная Далматская икона Божией Матери исчезла (в настоящее время ее местонахождение неизвестно). Стараниями местного краеведа и ученого В.П.Бирюкова удалось спасти и вывезти в Шадринск большую часть монастырского архива. В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения (в т.ч. театр); главные разрушения приходятся на послевоенные годы (с 1945 г.), когда монастырский комплекс отдан заводу «Молмашстрой» (завод «Старт»). Главный храм обители — Успенский собор был обезглавлен, переоборудован под цех, колокольня снесена. Частично разрушена монастырская стена, разобрана северо-западная башня — «Красный бастион». На территории монастыря построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Постановлениями Совета Министров РСФСР от 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения.

В сентябре 1989 г. в г. Далматово была зарегистрирована православная община и ей передан Скорбященский храм, а  6 мая 1992 г. решением Священного Синода РПЦ возрожден монастырь и возобновлена монашеская жизнь. Завод «Старт» покинул территорию монастыря. 23 февраля 1993 г. в связи с выделением самостоятельной Курганской епархии из Свердловской монастырь сменил епархиальное подчинение. В 1994 г. обретены мощи прп. Далмата Исетского (местночтимый святой, с 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II — в лике Собора Сибирских святых; к 300-летию преставления святого в 1997 г. были составлены ему служба и акафист). В том же 1994 г. в монастыре произошел сильный пожар, выгорели юго-западные корпуса. В настоящее время в братии монастыря 17 человек (в т.ч. 15 монашествующих), наместник — игумен Варнава (Аверьянов). Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Устроена деревянная часовня с купальней над источником прп. Далмата близ монастыря. Имеются тепличное хозяйство, скотный двор, пекарня, мастерские. Действует воскресная школа и православная библиотека. Имеется гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.

Богослужение совершается ежедневно: утреннее и вечернее братское правило у мощей прп. Далмата, Божественная Литургия. Вечерняя служба — с 17:00, исповедь — с 7:30, Литургия — с 9:00.

Святыни монастыря: мощи прп. Далмата Исетского, ковчеги с частицами мощей прпп. Киево-Печерских и разных святых, Порт-Артурская икона Божией Матери.

Праздники и памятные дни: 28 февраля н.ст. — Далматской иконы Божией Матери, 8 июля н.ст. — преставление прп. Далмата Исетского, 6 августа н.ст. — обретение мощей прп. Далмата Исетского, 28 августа н.ст. — Успение Божией Матери, 6 ноября н.ст. — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» совершается крестный ход вокруг храма, в остальные монастырские праздники — крестный ход вокруг обители. Водосвятные молебны в праздничные дни совершаются, как правило, в часовне на источнике прп. Далмата.

История монастыря в датах

  • 1594 г. — родился  Дмитрий Иванович Мокринский (старец Далмат) – основатель Успенского монастыря, в городе Березове
  • 1628 г. — Д.И.Мокринский —городничий  г.Тобольска
  • 1644 г.— инок Далмат прибыл на Белое Городище, ископав пещеру,поселился для продолжения своих иноческих подвигов
  • 1646 г. — татарин Илигей отдал свою приисетскую вотчину во владение иноку Далмату
  • 1646 г. — основание Успенского монастыря
  • 1651 г. — нападение калмыцких племен на Далматовскую обитель, ее сожжение
  • 1651 г. —  прибытие к Далмату сына его Ивана, нареченного после пострига Исааком
  • 1651 г. — Тобольским боярином Павлом Шульгиным описаны монастырские земли
  • 1658 г. — образование церковного Николаевского прихода
  • 1662–1664 гг. —  нападение башкир и сожжение монастыря
  • 1664 г. — срублены в монастыре Успенская церковь и Дмитриевская придельная
  • 1666 г. — в Далматовском Успенском монастыре учреждается настоятельство
  • 1667–1670 гг. — организация Тобольским воеводой П.И. Годуновым укрепленной линии по р.Исети
  • 1673–1674 гг. — над восточными святыми вратами срублена церковь во имя Иоанна Богослова
  • 1679 г. — первое упоминание о монастырской «книгохранительнице» (библиотеке)
  • 1680 г. — основан Далматовский Введенский девичий монастырь
  • 1681 г.  женская обитель была построена
  • 1682 г. —  монахи на р. Железенке организовали железоделательный завод
  • 1686 г. — основано Усть–Уйское поселье, где ежегодно «упражнялись» монастырские крестьяне в ловле рыбы
  • 1695 г. —  Игумен Исаак освидетельствовал в с.Меркушино восходящий гроб с мощами праведного Симеона Верхотурского
  • 1697 г. — скончался старец Далмат в возрасте 103 лет
  • 1702 г. — Тобольский иконописец Иван Никитин поновлял первоначальную икону Успения Божией Матери
  • 1705 г. — заключен договор с Иваном Борисовым по реклу Сорока на каменное строительство
  • 1706 г. — заключен подряд с Верхотурскими и Соликамскими посадскими людьми на изготовление кирпича
  • 1708 г. — заключен договор с Соликамскими каменщиками на строительство каменного собора
  • 1707–1719 гг. — строительство Успенского собора
  • 1709 г. — дан антиминс для церкви Преподобного Дмитрия Прилуцкого, а освящение ее совершилось по грамоте Сибирского Митрополита Феодора Лещинского 19 марта 1710 г.
  • 1709 г. — дан антиминс для церкви Рождества Христова, а освящение ее совершено 9 декабря 1711 г. по грамоте Тобольского Митрополита  Иоанна Максимовича
  • 1714 г. — в монастыре открыто училище для детей церковнослужителей
  • 1717 г. — завершено строительство Успенской церкви, в этом году Архиереосхимонах Феодор подписал антиминс для Успенского собора, а освящение его совершено 13 августа 1720 г.
  • 1720–1763 гг. — строительство каменной монастырской ограды
  • 1735 г. — в монастыре случился пожар
  • 1735 г. — в монастыре учреждается славяно–российская школа
  • 1736 г. — нападение восставших башкир на  Далматовскую вотчину
  • 1742 г. — пожар, уничтоживший все труды мастеров по дереву… «Под ветром, внутри монастыря, дерево нигде не осталось без утраты…»
  • 1752–1755 гг. — Тобольский ямщик Козьма Черепанов изготовил четырехставный иконостас в Успенскую церковь. Образа в него писали Тобольский боярский сын Кондратий Калинин и Никифор Ершов
  • 1761 г. — в монастыре образуется славяно–латинская школа(семинария), а славяно-российская школа переводится в Введенский девичий монастырь
  • 1762–1764 гг. — волнения монастырских крестьян. Дубинщина
  • 1764 г. — 26 февраля вышел царский Указ о передаче монастырских крестьян Коллегии Экономии и штатах по духовной части
  • 1779 г. — открытие вновь славяно–российской школы
  • 1781 г.  создается Далматовсий уезд, село Николаевское преобразуется в город Далматово
  • 1797 г. — в связи с изменением духовных штатов увеличиваются владения монастыря
  • 1800 г. — устроена в Москве драгоценная риза на икону Успения Пресвятой Богородицы попечительностью  игумена Гедеона
  • 1812 г. — освящена по благословению Пермского и Екатеринбургского Епископа Иустина настоятелем монастыря Игуменом Никандром придельная церковь во имя св. Иоанна Богослова в трапезе Христорождественской церкви с южной стороны
  • 1816 г. — в монастыре открывается уездное духовное училище
  • 1843 г. — приходит Указ из Пермской духовной Консистории о рассмотрении раскольнических  книг сочинительного содержания
  • 1846 г. — по Указу из Консистории в монастыре открывается училище для служительских и поселянских детей
  • 1852 г. — совершился пожар, сгорели верхняя расписанная внутри церковь с великолепным иконостасом, трапеза, колокольня, и др. нанесен ущерб 6000 рублей серебром
  • 1853 г. — в настоятельских кельях по благословению Высокопреосвященного Неофита Архиепископа Пермского попечительством настоятеля монастыря архимандрита Мефодия устроена церковь во имя преподобного Сергия и Никона Радонежских
  • 1854 г. — Шадринский живописец Василий Бронников исполнил список (копию) иконы Успения Божией Матери для Градно–Барнаульской  Захариевской церкви
  • 1856–1866 гг. — Екатеринбургские цеховые мастера Павел и Семион Степановы Голышевы изготовили новые иконостасы и написали в них образа в Успенский храм, в предельные Иоанна Богослова и Рождества Пресвятой Богородицы храмы, а также Рождественской церкви
  • 1864 г. — Пермская духовная Консистория своим Указом установила в с. Далматово 24 июня ежегодный крестный ход — день преставления старца Далмата
  • 1864 г. — стараниями архимандрита Мефодия устроена драгоценная риза на икону Успения Пресвятой Богородицы
  • 1871 г. — при копке траншеи под фундамент для  Радостно-Скорбященской  церкви был обнаружен склеп с гробом старца Далмата
  • 1871–1881 гг. — строительство церкви во имя Божией Матери «всех Скорбящих Радосте»
  • 1873 г. — при монастыре с разрешения Епархиального начальства для престарелых и беспомощных мужского пола была открыта богадельня на 15 человек
  • 1881 г. — построена брусовая усыпальница над гробницей старца Далмата
  • 1884 г. — в монастыре открывается церковно – приходская школа с тремя отделениями: младшим, средним, старшим
  • 1891 г. — Екатеринбургский Епархиальный училищный совет 2 сентября вынес постановление об открытии 2-классных приходских училищ, в которых сверх программ должно изучаться или земельное, или огородничество, или садоводство, пчеловодство, или же кузнечное, слесарное и т.п. ремесла
  • 1896 г. — 8 мая с благословения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Семиона, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского в память 250 – летнего существования Далматовской обители заложена каменная усыпальница
  • 1899 г. — в монастыре открыта «второклассная» церковно-приходская школа с образцовой одноклассной с учреждением общежития для учеников в монастырских зданиях
  • 1904 г. — по Указу Св. Синода за №765 монастырь обращен из штатного 3-классного в общежительный
  • 1912 г. — по Указу Св. Синода о возведении Далматовского Успенского монастыря из 3-х классного во 2-й класс
  • 1918 г. — выходит Декрет СНК  РСФСР  «Об отделении церкви от государства   и школы от церкви»
  • 1918 г. — за июль–сентябрь во время гражданской войны в Екатеринбургской Епархии погибло 25 священников и 4 дьякона
  • 1921 г. — создается музей местного края
  • 1922 г. — создается Далматский музей–монастырь
  • 1923 г. — 21 июля зарегистрировано Далматовское  Успенское православное Религиозное общество
  • 1923 г. — в августе зарегистрировано Далматовское Николаевское Религиозное общество
  • 1923 г. — 13 сентября в музее монастыре создается комитет по охране музея-монастыря
  • 1925 г. — музей–монастырь стал филиалом Шадринского Научного хранилища
  • 1928 г. — 1 сентября Президиум Шадринского Окружного Исполкома постановил… закрыть Скорбященскую церковь и передать здание церкви под нардом
  • 1930 г. — единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт. В этом году с Скорбященской церкви снесли купола
  • 1933-1937 гг. — в монастыре работал Колхозно–Совхозный театр
  • 1945 г. — монастырский комплекс передан Министерству молочной промышленности под завод «Молмашстрой»;
  • 1989 г. — в Совете по делам религии при Совете Министров СССР зарегистрирована Далматовская религиозная община, ей в бессрочное и безвозмездное пользование передана церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», для священнодействования  в этом храме преподан антиминс Высокопреосв. Мельхиседеком, Архиепископом Свердловским и Курганским
  • 1992 г. — 6 мая Священный Синод благословил открыть Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь Свердловской епархии
  • 1993 г. — 23 февраля в связи с образованием Курганской епархии монастырь сменил епархиальное подчинение — перешел в Курганскую из Свердловской
  • 1994 г. — в апреле в монастыре произошел пожар, нанесен ущерб в 49 млмн. рублей
  • 1994 г. — 11 июля по Указу Епископа Курганского и Шадринского  Михаила начались научно–археологические раскопки по обретению мощей преподобного Далмата
  • 1994 г. — 6 августа были обретены мощи преподобного Далмата. К этому событию в Московской иконописной мастерской Игоря Исакова написана икона преп. Далмата Исетского, которая затем Преосв. Епископом Михаилом передана монастырю
  • 1996 г. — принят, утвержден и зарегистрирован гражданский Устав Свято-Успенского Далматовского  мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
  • 1997 г. — к 300-летию преставления прп. Далмата  протоиереем Александром Никулиным, настоятелем Свято – Никольской церкви с. Боровское Катайского района Курганской епархии, составлены служба и акафист прп. Далмату Исетскому
  • 1999 г. — 9 июля получено благословение Епископа Михаила на устройство в правой (южной) галерее храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» крестильной церкви во имя собора 70 святых апостолов
  • 2000 . — 26 января в связи с принятием Св. Синодом единого устава епархиальных монастырей РПЦ зарегистрирован новый Устав Свято-Успенского мужского Далматовского монастыря
  • 2000 г. — в августе к празднику Успения Божией Матери протоиереем Александром Маньшиным, настоятелем Введенской церкви с. Сухарево Валуйского района Белгородской епархии написана и передана Далматовскому монастырю икона Успения Божией Матери, размером и образом близкая к древней чудотворной.