• прп. Далмат Исетский • святыни монастыря • история монастыря • служба и акафист прп. Далмату Исетскому • братия • материалы
Святыни монастыря
Мощи прп. Далмата Исетского
Частицы святых мощей
Кроме мощей преподобного Далмата Исетского, в монастыре имеется более ста частиц мощей угодников Божиих. Каждая частица заключает в себе благодать целых мощей того или иного святого и не может расцениваться как менее значимая святыня в сравнении с целокупными мощами.
Собор преподобных отцев Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих
- Преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (память 10 февраля)
- Преподобный Иоанн Постник (память 7 декабря)
- Преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (память 24 июля)
- Преподобный Варлаам, игумен Печерский (память 19 ноября)
- Преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (память 5 октября)
- Преподобный Никодим Просфорник (память 31 октября)
- Преподобный Афанасий Затворник (память 2 декабря)
- Преподобный Еразм Черноризец (память 24 февраля)
- Преподобный Лука, эконом Печерский (память 6 ноября)
- Преподобный Агапит, врач безмездный (память 1 июня)
- Преподобный Савва Богоугодник (память 24 апреля)
- Преподобный Сергий Послушливый (память 7 октября)
- Преподобный Пимен Многоболезненный (память 7 августа)
- Преподобный Нестор Летописец (память 27 октября)
- Преподобномученик Моисей Угрин (память 26 июля)
- Преподобный Иоанн Многострадальный (память 18 июля)
- Преподобный Марк Гробокопатель (память 29 декабря)
- Преподобный Николай Святоша, князь Черниговский (память 14 октября)
- Преподобный Нифонт, епископ Новгородский (память 8 апреля)
- Преподобный Сильвестр Чудотворец (память 2 января)
- Преподобный Пимен Постник (память 27 августа)
- Преподобный Алипий Иконописец (память 17 августа)
- Преподобный Симон, епископ Суздальский (память 10 мая)
- Преподобный Никон, игумен Печерский (память 23 марта)
- Преподобный Макарий Постник(память 19 января)
- Преподобный Исаакий Затворник (память 14 февраля)
- Преподобный Илия Муромец (память 19 декабря)
- Преподобный Ефрем Переяславский (память 28 января)
Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Дальних пещерах почивающих
- Преподобный Моисей Чудотворец (память 28 июля)
- Преподобный Лаврентий Затворник (память 20 января)
- Преподобный Иларион схимник (память 21 октября)
- Преподобный Мартирий диакон (память 25 октября)
- Преподобный Феодор, князь Острожский (память 11 августа)
- Преподобный Ипатий Целебник (память 31 марта)
- Священномученик Лукиан пресвитер (память 15 октября)
- Преподобный Иосиф Многоболезненный (память 4 апреля)
- Преподобный Феофил, епископ Новгородский (память 26 октября)
- Преподобный Сисой схимник (память 6 июля)
- Преподобный Нестор Некнижный (память 27 октября)
- Преподобный Феодор Молчальник (память 17 февраля)
- Преподобный Паисий (память 19 июля)
- Преподобный Арсений Трудолюбивый (память 8 мая)
- Преподобный Евфимий схимник (память 20 января)
- Преподобный Тит воин (память 27 февраля)
- Преподобный Меркурий Постник (память 24 ноября)
- Преподобный Макарий диакон (память 19 января)
- Преподобный Пимен игумен, Постник (память 8 мая)
- Преподобный Зотик Постник
- Преподобный Леонтий (память 8 июня)
- Преподобный Геронтий канонархи (память 1 апреля)
- Преподобный Силуан схимник (память 10 июня)
- Преподобный Агафон Чудотворец (память 20 февраля)
- Преподобный Игнатий архимандрит (память 20 декабря)
- Преподобный Григорий затворник, Чудотворец (память 8 января)
- Преподобный Павел Послушливый (память 10 сентября)
- Преподобный Вениамин затворник, Печерский (память 13 октября)
- Преподобный Ахила диакон (память 4 января)
- Преподобный Захария Постник (память 24 марта)
- Преподобный Лонгин вратарь (память 16 октября)
- Святитель Павел митр.Тобольский, (память 10/23 июня)
- Святитель Филарет митр. Киевский, (память 21 декабря)
- Священномученик Владимир митр. Киевский.(память 25 января)
Частицы святых мощей иных угодников Божиих
- Преподобный Лев Оптинский
- Преподобный Макарий Оптинский
- Преподобный Моисей Оптинский
- Преподобный Антоний Оптинский
- Преподобный Иларион Оптинский
- Преподобный Амвросий Оптинский
- Преподобный Исаакий (Антимонов) Оптинский
- Преподобный Анатолий (Зерцалов) Оптинский
- Преподобный Иосиф Оптинский
- Преподобный Варсанофий Оптинский
- Преподобный Анатолий (Потапов) Оптинский
- Преподобный Нектарий Оптинский
- Мученица Евдокия Пузовская
- Мученица Дария (Тимолина) Пузовская
- Мученица Дария (Сиушинская) Пузовская
- Мученица Мария Пузовская
- Святитель Иннокентий архиепископ Херсонский
- Преподобный Феофил Киевский Христа ради юродивый
- Святитель Иннокентий епископ Пензинский
- Святитель Афанасий патриарх Цареградский Лубенский чудотворец
- Священномученик Алексий пресвитер Красноуфимский
- Блаженный Косьма Верхотурский Христа ради юродивый
- Преподобный Гавриил Седмиезерский
- Преподобная Александра Дивеевская
- Преподобный Кукша исповедник Одесский
- Преподобный Иона Киевский
- Праведный Александр пресвитер Чагринский
- Святитель Мелетий архиепископ Харьковский
- Священномученик Лев пресвитер Красноуфимский
- Праведный Симеон Верхотурский
- Преподобный Василиск Сибирский
- Преподобная Марфа Дивеевская
- Преподобный Гавриил Афонский
- Един от преподобномучеников Зверинецких Киевских
- Святитель Феодосий архиепископ Черниговский
- Священномученик Александр архиепископ Харьковский
- Священномученик Александр пресвитер Красноуфимский
- Преподобный Арефа Верхотурский
- Преподобный Илия Верхотурский
- Часть Мантии святителя Иоанна архиепископа Сан-Францисского
- Праведный Иона пресвитер Одесский
- Преподобный Алексий Голосеевский Киевский
- Преподобный Лаврентий Черниговский
- Святитель Агафангел исповедник, митрополит Ярославский
- Священномученик Константин пресвитер Меркушинский
- Преподобный Авраамий архимандрит Ростовский
- Преподобный Никита столпник Переяславльский
- Преподобный Иов Почаевский
- Благоверные князья Феодор Смоленский, Давид и Константин Ярославские
- Благоверные князья Василий и Константин Ярославские
- Святитель Дмитрий митрополит Ростовский
- Благоверный князь Константин Муромский
- Святитель Игнатий Брянчанинов епископ Кавказский
- Благоверный князь Феодор Муромский
- Праведный воин Феодор (Ушаков)
- Преподобный Амфилохий Почаевский
- Благоверный великий князь Андрей Боголюбский
- Благоверный князь Глеб Владимирский
- Благоверный великий князь Георгий Владимирский
- Преподобный Корнилий Александровский
- Благоверный князь Михаил Муромский
- Преподобный Стефан Махрищский
- Преподобная София Суздальская
- Преподобный Феодор Санаксарский
- Святитель Иоанн епископ Суздальский
- Святитель Афанасий исповедник, епископ Ковровский
- Преподобный Лукиан Александровский
- Преподобный Роман Киржачский
- Преподобный Александр исповедник, игумен Санаксарский
Реликвии прп. Далмата Исетского (шлем и кольчуга)
По преданию они являются подарком старцу Далмату от хозяина земель, на которых впоследствии возник монастырь, тюменского ясачного татарина Илигея. Желая убить пришельца, Илигей с толпой сородичей в середине XVII в. прибыл на Белое Городище, где незадолго до этого Далмат ископал себе пещеру для подвигов пустынножительства. В сонном видении иноверцу явилась Божия Матерь, строго запрещая причинять какой-либо вред монаху и повелевая отдать ему землю для устроения будущей обители. Воинские доспехи как раз и стали знаком уважения Илигеем к безоружному подвижнику, бывшему до принятия монашеского пострига воином – казачьим атаманом из сословия детей боярских и городничим в г. Тобольске.
После кончины прп. Далмата шлем и кольчуга хранились на его гробнице в усыпальнице при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В начале ХХ в. краевед А. И. Кривощёков писал: «…каждый богомолец, приходящий на поклонение гробу Далмата, считает своим непременным долгом надеть эти вещи и помолиться в них, искренно веря, что одежды Далмата (Илигея) исцеляют от слабости, а шишак от головной боли…». Сохранились дореволюционные фотографии этих реликвий, в том числе цветной снимок, сделанный побывавшим в Далматовском монастыре в 1912 г. известным русским фотографом С. М. Прокудиным-Горским.
После закрытия монастыря в 1930-е годы реликвии были переданы в Свердловский областной краеведческий музей.
Передача музейных экспонатов для длительного экспонирования в стенах действующего храма стала возможной благодаря проведению большой подготовительной работы. На средства благотворителей специалисты монастыря изготовили и установили соответствующую всем требованиям изукрашенную снаружи резьбой с позолотой музейную витрину, кованые ограждения. В нише над витриной помещена написаннаяна основе изображения, имевшегося на гробнице преподобного Далмата, иконописцем П. А. Рублевым икона явления Божией Матери татарину Илигею. Установлены охранная сигнализация, камеры видеонаблюдения, система контроля температуры и влажности.
Возвращение музейных предметов — реликвий преподобного Далмата для длительного экспонирования в Успенский Далматовский мужской монастырь является отрадным примером сотрудничества и возможности достижения взаимопонимания между музейным сообществом и Церковью.
Икона "Торжество Пресвятой Богородицы" (Порт-Артурская)
В Скорбященском храме шла Литургия Преждеосвященных Даров, служили игумен Варнава, иеромонах Тимофей, послушник Игорь (сейчас иеромонах Иосиф) и другие монашествующие. В этот светский женский праздник, приходящийся в тот год ещё на Великий пост, монастырская жизнь шла своим чередом: все монастырские насельники выполняли различные послушания, а трудники перекрывали крышу храма. Из мирян в храме присутствовали только я и какие-то пожилые мужчина и женщина, со свертком, завернутым в покрывало (на них и на сверток никто не обратил внимание).
После окончания Литургии старики развернули сверток, : показалась чудесной красоты в прекрасном состоянии икона с совершенно незнакомым сюжетом. Эти люди сказали, что они привезли её в дар монастырю. Монашествующие горячо поблагодарили Бога и пожертвователей за обретение чудесного образа, а старики скромно немного подождали и потом пошли на вокзал. О себе они сказали, что живут в Частоозерье и когда стали ломать старый дом, то на чердаке обнаружили сей образ, бережно заключенный в ящик. Будучи людьми верующими, они решили пожертвовать икону в самое благочестивое, по их мнению, место — Далматовский монастырь.
Описание Далматовского списка: икона представляет собой список образа Икона “Торжество Пресвятой Богородицы” (Порт-Артурская), написанный масляными красками на доске толщиной 30 мм, размерами 895х595 мм (это составляет 52% от площади оригинала иконы 1904г., пропорция размеров 0,66), сохранность хорошая. По размеру данный список можно отнести к встречающемуся в литературе определению: уменьшенная копия. Манера письма тонкая, перспектива — голубой фон, по деталям почти полностью повторяет оригинал. По периметру иконы имеется знаменитая надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей». Анализ деталей иконы и имеющейся информации позволяет сделать вывод: список написан в период с марта по октябрь 1904 года, ещё до указания Святейшего Синода о запрещении копирования. Относится к редчайшим сохранившимся копиям, в литературе и Интернете описана только одна, подобная по деталям, но полноразмерная икона — Владивостокская.
Место обретения — дер. Денисово Частоозерского района Курганской обл., находится в 60 км от железной дороги (ст. Петухово, Транссиб). Во времена Российской Империи (до 1917 г.) входила в Ишимский уезд, Тобольской губернии. В 1921 г. с.Частоозерье было одним из центров Ишимского восстания (крупнейшего в России) крестьян против продразверстки.
Далматская икона Успения Божией Матери (утрачена)
Далматская икона Успения Божией Матери — чудотворный образ, прославившийся в XVII в. Празднование иконе совершается 15/28 февраля.
Икона принадлежала преподобному иноку Далмату, основателю Успенской обители, вокруг которой впоследствии возник город Далматов Шадринского уезда Пермской губернии. В соборной церкви монастыря и хранился чудотворный образ.
В первой половине XVII столетия тобольский казак Дмитрий Иванович Мокринский по кончине жены удалился в Невьянский монастырь Тобольской епархии, где принял иночество с именем Далмат. Так как он отличался высокой добродетельной жизнью, братия Невьянского монастыря пожелала видеть его своим игуменом. Но смиренный Далмат, избегая славы человеческой, с которой было сопряжено настоятельское служение, удалился из обители, взяв с собой принесенный им из Тобольска келейный образ Успения Божией Матери. В 1644 г., идя берегом реки Исети, он пришел на место, называемое «Белое Городище», и здесь поселился в пещере, во владениях тюменского ясачного татарина Илигея.
Когда Илигей узнал, что на его землях появился инок, намеревающийся даже построить здесь обитель, он вознегодовал и, собрав родственников, отправился к подвижнику, намереваясь изгнать его. На ночлег он остановился прямо напротив пещеры Далмата, на другом берегу реки, рассчитывая на рассвете неожиданно напасть. В случае сопротивления или самозащиты иноку грозила смерть. Людской помощи ему ждать было неоткуда, бежать он тоже не мог. Но угоднику Божию и не нужна была человеческая защита. Ночью иноверцу Илигею явилась Богородица, в венце, в багряном одеянии и с пламенным мечом в руке. Она строго запретила причинять иноку вред и приказала дать ему землю для построения обители. После этого страшного видения татарин со всей своей свитой смиренно пришел к Далмату и отвел ему землю для монастыря. В этом же 1646 г. и был основан Далматов монастырь.
Неоднократно на новоучрежденную обитель нападали калмыки. Они сожигали начатые монастырские постройки; часть монахов была убита, другая часть пленена. После очередного разорения на пепелище была найдена невредимой икона Успения. Только один край, за который дерзнул схватить ее иноверец, остался обожженным. Эта особенность с того времени стала отличительным признаком Далматской иконы. Сам старец Далмат чудесным образом также спасся и своими трудами вновь восстанавливал обитель. Через несколько лет, благодаря его усердию, уже возвышалась деревянная церковь, а поблизости появились кельи. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы, а икона стала главной святыней монастыря.
В 1702 г. икона была поновлена тобольским иконописцем Иваном Никитиным. В 1707 г. в монастыре был построен каменный Успенский собор, в котором и был помещен чудотворный образ. Во время правления императрицы Екатерины II монастырь по молитвам перед Далматской иконой выдержал многодневную осаду пугачевцев.
Икону украшала драгоценная серебряная позолоченная риза, устроенная в 1800 г. попечением игумена Гедеона. В 1864 г. в Москве архимандритом Мефодием была заказана другая серебряная позолоченная чеканная риза с драгоценными камнями.
19 апреля 1852 г. пожаром были уничтожены многие постройки монастыря, в т. ч. верхний придел Успенского собора, но Далматская икона вновь не пострадала.
До 1917 г. верующие, для того чтобы торжественно почтить Далматскую икону, два раза в год, в дни празднования иконе (15 февраля ст.ст.) и Успения Пресвятой Богородицы (15 августа ст.ст.), приходили в монастырь на поклонение. В рапорте 1864 г. настоятеля монастыря игумена Мефодия архиепископу Пермскому и Верхотурскому Неофиту сообщается о значительном стечении богомольцев (до 5 тыс.) в обитель из Пермской, Тобольской, Томской, Оренбургской губерний на поклонение иконе и могиле старца Далмата в дни памяти ап. Иоанна Богослова (во имя его освящен придел в нижнем Рождественском храме) и свт. Николая Мирликийского. В том же рапорте приведена просьба жителей г. Шадринска к епархиальному начальству о разрешении переносить Далматскую икону из обители в их город сроком на 1 месяц.
В начале 1920-х гг. после упразднения монастыря его насельники разошлись по другим обителям, унеся с собой Далматскую икону. В настоящее время сведений о местонахождении иконы не имеется.
Самым ранним источником, упоминающим «местную икону Пресвятыя Богородицы», чудесно спасшуюся от огня во время набега калмыков, является «Челобитная игумена Далматовского монастыря Исаака и келаря Никона к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой о пожаловании средств на монастырское строительство» . В монастырской описи от февраля 1905 г. список икон открывает чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы.
О внешнем виде иконы можно судить по хромолитографии начала XX в. Б. И. Фесенко и цветной фотографии того же времени С.М. Прокудина-Горского, зафиксировавшей вид иконы в киоте. Иконография Далматской иконы (размеры: 1 аршин 4 вершка (ок. 88 см) × 1 аршин 1/2 вершка (ок. 73 см)) относится к неполному изводу композиции «Успение Пресвятой Богородицы» (без явления апостолов в облаках, но с чудом усекновения рук Аффонию и фигурами жен перед архитектурными строениями).
Сохранились сведения о некоторых списках Далматской иконы. В 1853 г., выражая просьбу прихожан Захариевской церкви в г. Барнауле, церковный староста мещанин В. С. Мушников ходатайствовал перед архиепископом Пермским и Верхотурским Аркадием о разрешении иметь у себя в храме список Далматской иконы, «сходствующий с подлинным как цветом красок, так и мерою своей доски». В 1854 г. просьба была удовлетворена — шадринский иконописец Василий Бронников по поручению настоятеля монастыря архимандрита Мефодия исполнил список, который был отправлен в г. Барнаул. В 1859 г. братья Голышевы, подрядившиеся создать новое иконное убранство, сделали список Далматской иконы. Этот список украсил первоначальный оклад иконы 1800 г. К спискам Далматской иконы можно отнести и написанную в монастыре в 1725 г. иконописцем Тамакульской слободы священником Андреем Михайловым икону, которую украсили серебряным окладом. В 2002 г. иконописцем протоиереем Александром Маньшиным, настоятелем Введенской церкви с. Сухарева Валуйского района Белгородской обл., для Скорбященского храма Далматовского монастыря была написана икона Успения Пресвятой Богородицы, «размерами и образом подобная прежней чудотворной».