Святыни монастыря

Мощи прп. Далмата Исетского

Рака с мощами прп. Далмата Исетского

Частицы святых мощей

Ковчеги с частицами мощей разных святых

Кроме мощей преподобного Далмата Исетского, в монастыре имеется более ста частиц мощей угодников Божиих. Каждая частица заключает в себе благодать целых мощей того или иного святого и не может расцениваться как менее значимая святыня в сравнении с целокупными мощами.

Собор преподобных отцев Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих

  1. Преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (память 10 февраля)
  2. Преподобный Иоанн Постник (память 7 декабря)
  3. Преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (память 24 июля)
  4. Преподобный Варлаам, игумен Печерский (память 19 ноября)
  5. Преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (память 5 октября)
  6. Преподобный Никодим Просфорник (память 31 октября)
  7. Преподобный Афанасий Затворник (память 2 декабря)
  8. Преподобный Еразм Черноризец (память 24 февраля)
  9. Преподобный Лука, эконом Печерский (память 6 ноября)
  10. Преподобный Агапит, врач безмездный (память 1 июня)
  11. Преподобный Савва Богоугодник (память 24 апреля)
  12. Преподобный Сергий Послушливый (память 7 октября)
  13. Преподобный Пимен Многоболезненный (память 7 августа)
  14. Преподобный Нестор Летописец (память 27 октября)
  15. Преподобномученик Моисей Угрин (память 26 июля)
  16. Преподобный Иоанн Многострадальный (память 18 июля)
  17. Преподобный Марк Гробокопатель (память 29 декабря)
  18. Преподобный Николай Святоша, князь Черниговский (память 14 октября)
  19. Преподобный Нифонт, епископ Новгородский (память 8 апреля)
  20. Преподобный Сильвестр Чудотворец (память 2 января)
  21. Преподобный Пимен Постник (память 27 августа)
  22. Преподобный Алипий Иконописец (память 17 августа)
  23. Преподобный Симон, епископ Суздальский (память 10 мая)
  24. Преподобный Никон, игумен Печерский (память 23 марта)
  25. Преподобный Макарий  Постник(память 19 января)
  26. Преподобный Исаакий Затворник (память 14 февраля)
  27. Преподобный Илия Муромец (память 19 декабря)
  28. Преподобный Ефрем Переяславский (память 28 января)

Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Дальних пещерах почивающих 

  1. Преподобный Моисей Чудотворец (память 28 июля)
  2. Преподобный Лаврентий Затворник (память 20 января)
  3. Преподобный Иларион схимник (память 21 октября)
  4. Преподобный Мартирий диакон (память 25 октября)
  5. Преподобный Феодор, князь Острожский (память 11 августа)
  6. Преподобный Ипатий Целебник (память 31 марта)
  7. Священномученик Лукиан пресвитер (память 15 октября)
  8. Преподобный Иосиф Многоболезненный (память 4 апреля)
  9. Преподобный Феофил, епископ Новгородский (память 26 октября)
  10. Преподобный Сисой схимник (память 6 июля)
  11. Преподобный Нестор Некнижный (память 27 октября)
  12. Преподобный Феодор Молчальник (память 17 февраля)
  13. Преподобный Паисий (память 19 июля)
  14. Преподобный Арсений Трудолюбивый (память 8 мая)
  15. Преподобный Евфимий схимник (память 20 января)
  16. Преподобный Тит воин (память 27 февраля)
  17. Преподобный Меркурий Постник (память 24 ноября)
  18. Преподобный Макарий диакон (память 19 января)
  19. Преподобный Пимен игумен, Постник (память 8 мая)
  20. Преподобный Зотик Постник
  21. Преподобный Леонтий (память 8 июня)
  22. Преподобный Геронтий канонархи (память 1 апреля)
  23. Преподобный Силуан схимник (память 10 июня)
  24. Преподобный Агафон Чудотворец (память 20 февраля)
  25. Преподобный Игнатий архимандрит (память 20 декабря)
  26. Преподобный Григорий затворник, Чудотворец (память 8 января)
  27. Преподобный Павел Послушливый (память 10 сентября)
  28. Преподобный Вениамин затворник, Печерский (память 13 октября)
  29. Преподобный Ахила диакон (память 4 января)
  30. Преподобный Захария Постник (память 24 марта)
  31. Преподобный Лонгин вратарь (память 16 октября)
  32. Святитель Павел митр.Тобольский, (память 10/23 июня)
  33. Святитель Филарет митр. Киевский, (память 21 декабря)
  34. Священномученик Владимир митр. Киевский.(память 25 января)

Частицы святых мощей иных угодников Божиих

  1. Преподобный  Лев Оптинский
  2. Преподобный  Макарий Оптинский
  3. Преподобный  Моисей Оптинский
  4. Преподобный  Антоний Оптинский
  5. Преподобный  Иларион Оптинский
  6. Преподобный  Амвросий Оптинский
  7. Преподобный  Исаакий (Антимонов) Оптинский
  8. Преподобный  Анатолий (Зерцалов) Оптинский
  9. Преподобный  Иосиф Оптинский
  10. Преподобный Варсанофий Оптинский
  11. Преподобный  Анатолий (Потапов) Оптинский
  12. Преподобный Нектарий Оптинский
  13. Мученица Евдокия Пузовская
  14. Мученица Дария (Тимолина) Пузовская
  15. Мученица Дария (Сиушинская) Пузовская
  16. Мученица Мария Пузовская
  17. Святитель Иннокентий архиепископ Херсонский
  18. Преподобный Феофил Киевский Христа ради юродивый
  19. Святитель Иннокентий епископ Пензинский
  20. Святитель Афанасий  патриарх Цареградский Лубенский чудотворец
  21. Священномученик Алексий пресвитер Красноуфимский
  22. Блаженный Косьма Верхотурский Христа ради юродивый
  23. Преподобный Гавриил Седмиезерский
  24. Преподобная Александра Дивеевская
  25. Преподобный Кукша исповедник Одесский
  26. Преподобный Иона Киевский
  27. Праведный Александр пресвитер Чагринский
  28. Святитель Мелетий архиепископ Харьковский
  29. Священномученик Лев пресвитер Красноуфимский
  30. Праведный Симеон Верхотурский
  31. Преподобный Василиск Сибирский
  32. Преподобная Марфа Дивеевская
  33. Преподобный Гавриил Афонский
  34. Един от преподобномучеников Зверинецких Киевских
  35. Святитель Феодосий архиепископ Черниговский
  36. Священномученик Александр архиепископ Харьковский
  37. Священномученик Александр пресвитер Красноуфимский
  38. Преподобный Арефа Верхотурский
  39. Преподобный Илия Верхотурский
  40. Часть Мантии святителя Иоанна архиепископа Сан-Францисского
  41. Праведный Иона пресвитер Одесский
  42. Преподобный Алексий Голосеевский Киевский
  43. Преподобный Лаврентий Черниговский
  44. Святитель Агафангел исповедник, митрополит Ярославский
  45. Священномученик Константин пресвитер Меркушинский
  46. Преподобный Авраамий архимандрит Ростовский
  47. Преподобный Никита столпник Переяславльский
  48. Преподобный Иов Почаевский
  49. Благоверные князья Феодор Смоленский, Давид и Константин Ярославские
  50. Благоверные князья Василий и Константин Ярославские
  51. Святитель Дмитрий митрополит Ростовский
  52. Благоверный князь Константин Муромский
  53. Святитель Игнатий Брянчанинов епископ Кавказский
  54. Благоверный князь Феодор Муромский
  55. Праведный воин Феодор (Ушаков)
  56. Преподобный Амфилохий Почаевский
  57. Благоверный великий князь Андрей Боголюбский
  58. Благоверный князь Глеб Владимирский
  59. Благоверный великий князь Георгий Владимирский
  60. Преподобный Корнилий Александровский
  61. Благоверный князь Михаил Муромский
  62. Преподобный Стефан Махрищский
  63. Преподобная София Суздальская
  64. Преподобный Феодор Санаксарский
  65. Святитель Иоанн епископ Суздальский
  66. Святитель Афанасий исповедник, епископ Ковровский
  67. Преподобный Лукиан Александровский
  68. Преподобный Роман Киржачский
  69. Преподобный Александр исповедник, игумен Санаксарский

Реликвии прп. Далмата Исетского (шлем и кольчуга)

Реликвии прп. Далмата Исетского (шлем и кольчуга)

По преданию они являются подарком старцу Далмату от хозяина земель, на которых впоследствии возник монастырь, тюменского ясачного татарина Илигея. Желая убить пришельца, Илигей с толпой сородичей в середине XVII в. прибыл на Белое Городище, где незадолго до этого Далмат ископал себе пещеру для подвигов пустынножительства. В сонном видении иноверцу явилась Божия Матерь, строго запрещая причинять какой-либо вред монаху и повелевая отдать ему землю для устроения будущей обители. Воинские доспехи как раз и стали знаком уважения Илигеем к безоружному подвижнику, бывшему до принятия монашеского пострига воином – казачьим атаманом из сословия детей боярских и городничим в г. Тобольске.

После кончины прп. Далмата шлем и кольчуга хранились на его гробнице в усыпальнице при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В начале ХХ в. краевед А. И. Кривощёков писал: «…каждый богомолец, приходящий на поклонение гробу Далмата, считает своим непременным долгом надеть эти вещи и помолиться в них, искренно веря, что одежды Далмата (Илигея) исцеляют от слабости, а шишак от головной боли…». Сохранились дореволюционные фотографии этих реликвий, в том числе цветной снимок, сделанный побывавшим в Далматовском монастыре в 1912 г. известным русским фотографом С. М. Прокудиным-Горским.

После закрытия монастыря в 1930-е годы реликвии были переданы в Свердловский областной краеведческий музей.

Передача музейных экспонатов для длительного экспонирования в стенах действующего храма стала возможной благодаря проведению большой подготовительной работы. На средства благотворителей специалисты монастыря изготовили и установили соответствующую всем требованиям изукрашенную снаружи резьбой с позолотой музейную витрину, кованые ограждения. В нише над витриной помещена написаннаяна основе изображения, имевшегося на гробнице преподобного Далмата, иконописцем П. А. Рублевым икона явления Божией Матери татарину Илигею. Установлены охранная сигнализация, камеры видеонаблюдения, система контроля температуры и влажности.

Возвращение музейных предметов — реликвий преподобного Далмата для длительного экспонирования в Успенский Далматовский мужской монастырь является отрадным примером сотрудничества и возможности достижения взаимопонимания между музейным сообществом и Церковью.

Икона "Торжество Пресвятой Богородицы" (Порт-Артурская)

Икона "Торжество Пресвятой Богородицы" (Порт-Артурская)

В Скорбященском храме шла Литургия Преждеосвященных Даров, служили игумен Варнава, иеромонах Тимофей, послушник Игорь (сейчас иеромонах Иосиф) и другие монашествующие. В этот светский женский праздник, приходящийся в тот год ещё на Великий пост, монастырская жизнь шла своим чередом: все монастырские насельники выполняли различные послушания, а трудники перекрывали крышу храма. Из мирян в храме присутствовали только я и какие-то пожилые мужчина и женщина, со свертком, завернутым в покрывало (на них и на сверток никто не обратил внимание).

После окончания Литургии старики развернули сверток, : показалась чудесной красоты в прекрасном состоянии икона с совершенно незнакомым сюжетом. Эти люди сказали, что они привезли её в дар монастырю. Монашествующие горячо поблагодарили Бога и пожертвователей за обретение чудесного образа, а старики скромно немного подождали и потом пошли на вокзал. О себе они сказали, что живут в Частоозерье и когда стали ломать старый дом, то на чердаке обнаружили сей образ, бережно заключенный в ящик. Будучи людьми верующими, они решили пожертвовать икону в самое благочестивое, по их мнению, место — Далматовский монастырь.

Описание Далматовского списка: икона представляет собой список образа Икона “Торжество Пресвятой Богородицы” (Порт-Артурская), написанный масляными красками на доске толщиной 30 мм, размерами 895х595 мм (это составляет 52% от площади оригинала иконы 1904г., пропорция размеров 0,66), сохранность хорошая. По размеру данный список можно отнести к встречающемуся в литературе определению: уменьшенная копия. Манера письма тонкая, перспектива — голубой фон, по деталям почти полностью повторяет оригинал. По периметру иконы имеется знаменитая надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей». Анализ деталей иконы и имеющейся информации позволяет сделать вывод: список написан в период с марта по октябрь 1904 года, ещё до указания Святейшего Синода о запрещении копирования. Относится к редчайшим сохранившимся копиям, в литературе и Интернете описана только одна, подобная по деталям, но полноразмерная икона — Владивостокская.

Место обретения — дер. Денисово Частоозерского района Курганской обл., находится в 60 км от железной дороги (ст. Петухово, Транссиб). Во времена Российской Империи (до 1917 г.) входила в Ишимский уезд, Тобольской губернии. В 1921 г. с.Частоозерье было одним из центров Ишимского восстания (крупнейшего в России) крестьян против продразверстки.

Далматская икона Успения Божией Матери (утрачена)

Далматская икона Успения Божией Матери
Далматская икона Успения Божией Матери

Далматская икона Успения Божией Матери — чудотворный образ, прославившийся в XVII в. Празднование иконе совершается 15/28 февраля.

Икона принадлежала преподобному иноку Далмату, основателю Успенской обители, вокруг которой впоследствии возник город Далматов Шадринского уезда Пермской губернии. В соборной церкви монастыря и хранился чудотворный образ.

В первой половине XVII столетия тобольский казак Дмитрий Иванович Мокринский по кончине жены удалился в Невьянский монастырь Тобольской епархии, где принял иночество с именем Далмат. Так как он отличался высокой добродетельной жизнью, братия Невьянского монастыря пожелала видеть его своим игуменом. Но смиренный Далмат, избегая славы человеческой, с которой было сопряжено настоятельское служение, удалился из обители, взяв с собой принесенный им из Тобольска келейный образ Успения Божией Матери. В 1644 г., идя берегом реки Исети, он пришел на место, называемое «Белое Городище», и здесь поселился в пещере, во владениях тюменского ясачного татарина Илигея.

Когда Илигей узнал, что на его землях появился инок, намеревающийся даже построить здесь обитель, он вознегодовал и, собрав родственников, отправился к подвижнику, намереваясь изгнать его. На ночлег он остановился прямо напротив пещеры Далмата, на другом берегу реки, рассчитывая на рассвете неожиданно напасть. В случае сопротивления или самозащиты иноку грозила смерть. Людской помощи ему ждать было неоткуда, бежать он тоже не мог. Но угоднику Божию и не нужна была человеческая защита. Ночью иноверцу Илигею явилась Богородица, в венце, в багряном одеянии и с пламенным мечом в руке. Она строго запретила причинять иноку вред и приказала дать ему землю для построения обители. После этого страшного видения татарин со всей своей свитой смиренно пришел к Далмату и отвел ему землю для монастыря. В этом же 1646 г. и был основан Далматов монастырь.

Неоднократно на новоучрежденную обитель нападали калмыки. Они сожигали начатые монастырские постройки; часть монахов была убита, другая часть пленена. После очередного разорения на пепелище была найдена невредимой икона Успения. Только один край, за который дерзнул схватить ее иноверец, остался обожженным. Эта особенность с того времени стала отличительным признаком Далматской иконы. Сам старец Далмат чудесным образом также спасся и своими трудами вновь восстанавливал обитель. Через несколько лет, благодаря его усердию, уже возвышалась деревянная церковь, а поблизости появились кельи. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы, а икона стала главной святыней монастыря.

В 1702 г. икона была поновлена тобольским иконописцем Иваном Никитиным. В 1707 г. в монастыре был построен каменный Успенский собор, в котором и был помещен чудотворный образ. Во время правления императрицы Екатерины II монастырь по молитвам перед Далматской иконой выдержал многодневную осаду пугачевцев.

Икону украшала драгоценная серебряная позолоченная риза, устроенная в 1800 г. попечением игумена Гедеона. В 1864 г. в Москве архимандритом Мефодием была заказана другая серебряная позолоченная чеканная риза с драгоценными камнями.

19 апреля 1852 г. пожаром были уничтожены многие постройки монастыря, в т. ч. верхний придел Успенского собора, но Далматская икона вновь не пострадала.

До 1917 г. верующие, для того чтобы торжественно почтить Далматскую икону, два раза в год, в дни празднования иконе (15 февраля ст.ст.) и Успения Пресвятой Богородицы (15 августа ст.ст.), приходили в монастырь на поклонение. В рапорте 1864 г. настоятеля монастыря игумена Мефодия архиепископу Пермскому и Верхотурскому Неофиту сообщается о значительном стечении богомольцев (до 5 тыс.) в обитель из Пермской, Тобольской, Томской, Оренбургской губерний на поклонение иконе и могиле старца Далмата в дни памяти ап. Иоанна Богослова (во имя его освящен придел в нижнем Рождественском храме) и свт. Николая Мирликийского. В том же рапорте приведена просьба жителей г. Шадринска к епархиальному начальству о разрешении переносить Далматскую икону из обители в их город сроком на 1 месяц.

В начале 1920-х гг. после упразднения монастыря его насельники разошлись по другим обителям, унеся с собой Далматскую икону. В настоящее время сведений о местонахождении иконы не имеется.

Самым ранним источником, упоминающим «местную икону Пресвятыя Богородицы», чудесно спасшуюся от огня во время набега калмыков, является «Челобитная игумена Далматовского монастыря Исаака и келаря Никона к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой о пожаловании средств на монастырское строительство» . В монастырской описи от февраля 1905 г. список икон открывает чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы.

О внешнем виде иконы можно судить по хромолитографии начала XX в. Б. И. Фесенко и цветной фотографии того же времени С.М. Прокудина-Горского, зафиксировавшей вид иконы в киоте. Иконография Далматской иконы (размеры: 1 аршин 4 вершка (ок. 88 см) × 1 аршин 1/2 вершка (ок. 73 см)) относится к неполному изводу композиции «Успение Пресвятой Богородицы» (без явления апостолов в облаках, но с чудом усекновения рук Аффонию и фигурами жен перед архитектурными строениями).

Сохранились сведения о некоторых списках Далматской иконы. В 1853 г., выражая просьбу прихожан Захариевской церкви в г. Барнауле, церковный староста мещанин В. С. Мушников ходатайствовал перед архиепископом Пермским и Верхотурским Аркадием о разрешении иметь у себя в храме список Далматской иконы, «сходствующий с подлинным как цветом красок, так и мерою своей доски». В 1854 г. просьба была удовлетворена — шадринский иконописец Василий Бронников по поручению настоятеля монастыря архимандрита Мефодия исполнил список, который был отправлен в г. Барнаул. В 1859 г. братья Голышевы, подрядившиеся создать новое иконное убранство, сделали список Далматской иконы. Этот список украсил первоначальный оклад иконы 1800 г. К спискам Далматской иконы можно отнести и написанную в монастыре в 1725 г. иконописцем Тамакульской слободы священником Андреем Михайловым икону, которую украсили серебряным окладом. В 2002 г. иконописцем протоиереем Александром Маньшиным, настоятелем Введенской церкви с. Сухарева Валуйского района Белгородской обл., для Скорбященского храма Далматовского монастыря была написана икона Успения Пресвятой Богородицы, «размерами и образом подобная прежней чудотворной».