Преподобный Далмат Исетский

Житие прп. Далмата Исетского

Далмат (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594, Берёзов, ныне пос. Берёзово, Ханты-Мансийский АО – 25.06.1697, Далматов Успенский монастырь), прп. (память 25 июня, 24 июля, 10 июня ст. ст. – в Соборе Сибирских святых), Исетский, Пермский, основатель Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Биография прп. Далмата изложена в «Известии об основании Далматовского монастыря», написанном в начале XVIII в. сыном старца Далмата архимандритом Исааком (Мокринским). Большой объем информации о прп. Далмате и основанной им обители содержится в документах сибирского делопроизводства XVII в. и в архиве Далматовского Успенского монастыря.

Иоанн Мокринский, отец святого, служил казачьим атаманом в сибирских городах, мать, возможно, происходила из новокрещеных сибирских татар или остяков. Димитрий Мокринский был поверстан в дети боярские. Около 1627/28 г. семью Мокринских перевели из Берёзова в Тобольск. В 1628 г. Димитрий Мокринский упоминается как тобольский городничий, в 1633 г. находился на должности приказчика в Вагайском острожке. В 1642/43 г. он оставил государеву службу и принял постриг с именем Далмат в Невьянском Богоявленском монастыре (Верхотурский уезд).

Около 1644 г., стремясь к уединению, инок Далмат покинул обитель (архимандрит Исаак писал, что старец Далмат не захотел принять предлагавшуюся ему должность строителя в Богоявленском монастыре) и поселился в пещере на высоком берегу р. Исети при впадении в нее р. Течи, называвшемся Белое Городище. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, сдававшему их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод для рыбных и зверовых промыслов. Хозяин земли под влиянием арендаторов дважды пытался изгнать прп. Далмата. Архимандрит Исаак сообщает, что сначала святой примирился с Илигеем благодаря тому, что «причелся к нему, татарину, родом понеже по сестре его», сказав: «А мати моя от сибирских татар от новокрещена родилася». Во второй раз преподобного спасло чудо: осенью 1645 г. Илигей, направлявшийся к пещере старца, чтобы изгнать его, заночевал по дороге и ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руке повелела не только не обижать прп. Далмата, но и отдать ему вотчину. Татарина охватил ужас, и он в присутствии детей и сородичей весной 1646 г. передал преподобному владения на Белом Городище. В 1651 г. монахи Далматова монастыря обратились к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе В. Б. Шереметеву с челобитной о пожаловании им этих земель, грамотой царя от 17 мая 1659 г. были установлены границы монастырских владений.

Спустя некоторое время вокруг пустынножителя собралась братия и возникла Исетская пустынь, во 2-й половине 40-х гг. XVII в. в ней были построены деревянные часовня и кельи. Из Невьянского монастыря преподобный принес с собой Далматскую икону Успения Пресвятой Богородицы, ставшую главной святыней Далматова монастыря (утрачена в 20-х гг. XX в.). Новооснованная обитель была первым русским поселением в долине р. Исети. Впоследствии Далматов Успенский монастырь сыграл важную роль в просвещении и хозяйственном освоении края, в течение века являлся форпостом в обороне восточных рубежей России от набегов калмыков, башкир и сибирских татар.

Помимо духовного окормления иноков и мирян прп. Далмат много сил отдавал хозяйственной жизни строившейся обители. В условиях малозаселенности края остро стояла проблема рабочих рук. В поисках крестьян для работы в монастырских вотчинах прп. Далмат ездил по слободам Тобольского и Туринского уездов, зачастую вступал в конфликты с местной светской администрацией, иногда шел на нарушение царских запретов в отношении приема новых крестьян. (В 1654 приказчик Киргинской слободы М. Фефилов подал тобольским воеводам челобитную о том, что старец Далмат отказался выдать укрывшихся в Далматовом монастыре беглых пашенных крестьян Киргинской слободы. Воеводы послали в монастырь память, чтобы «крестьян с тягла не принимали».

В сентябре 1651 г., вернувшись из очередной поездки, прп. Далмат застал на месте монастыря пепелище. Часовня, кельи и крестьянские дворы были сожжены войском сибирского царевича Девлет-Гирея. Чудесным образом в пожаре уцелела икона Успения Пресвятой Богородицы. И вновь вокруг прп. Далмата собрались сподвижники, обитель возродилась. Были построены церковь в честь Успения с приделом во имя прп. Димитрия Прилуцкого, кельи и монастырские службы, обитель обнесли острогом, над святыми вратами в 1683 г. была освящена церковь во имя ап. Иоанна Богослова. В восстановленном монастыре для преподобного была построена келья, где он провел в затворе остаток жизни. При этом прп. Далмат продолжал руководить как духовной, так и хозяйственной жизнью обители. Он писал в ответе в Тобольск в 1664 г., что без его веления «братия по своим волям до сего дни никакова дела духовнаго и телеснаго делать не начинали и не делали». Из того же дела известно, что по указанию преподобного посылались вооруженные дозоры «в степь для проведывания вестей» о приближении кочевников. 

О преемственности иноческой жизни в Далматовом монастыре по отношению к Центральной России свидетельствует приход на Белое Городище из Нижнего Новгорода старца Иоанна, ученика священноинока Дорофея. Устав Далматова монастыря отличался строгостью. Так, в 1664 г. Тобольской съезжей избой проводилось следствие по доносу одного из монастырских старцев о том, что в монастыре, в частности, не праздновались именины царя Алексея Михайловича и членов царской семьи. В ответ прп. Далмат написал, что в постные дни и в особенности в дни Великого поста празднования именин в монастыре не совершаются, служатся молебны о здравии членов царской семьи, празднования же откладываются на время после Светлой недели.

После 1651 г. в монастыре принял постриг с именем Исаак сын прп. Далмата, в 1666 г. ставший первым игуменом монастыря, в 1702 г. – архимандритом. Не только кровное, но и духовное родство связывало отца и сына. В записи на книге свт. Иоанна Златоуста «О священстве» (М., 1664), благословленной патриархом Московским и всея России Иоакимом игумену Исааку в 1682 г., последний назван учеником старца Далмата. Также учеником прп. Далмата считал себя первый Холмогорский и Важский архиепископ Афанасий (Любимов), поселившийся в Исетской пустыне в нач. 50-х гг. XVII в. и проживший там более 10 лет.

Далматов монастырь не сразу принял богослужебные реформы патриарха Никона. По-видимому, за связь со старообрядцами около 1668/69 г. был отстранен от настоятельства в монастыре игумен Исаак, в 1677 г. вместе с игуменом Афанасием (Любимовым) сосланный в Енисейский Спасский монастырь. Через год иноки были возвращены в обитель, окончательно все церковные запрещения с игумена Исаака были сняты в 1685 г. при условии, чтобы «с раскольниками раскола не говорил». О принадлежности к расколу прп. Далмата и его сына писал в доносе после 1724 г. постриженик Далматовой обители бывший игумен невьянского Богоявленского монастыря Евсевий (Левонов). Существует гипотеза, что к мнению прп. Далмата апеллировали идеологи зауральского старообрядчества в полемике о сущности антихриста. А. Т. Шашков считает, что старцу Далмату принадлежит адресованное старообрядцам «Послание об антихристе и тайном царстве его».

В начале ХХ в. в библиотеке Далматовского монастыря хранилось 2 книги, принадлежавшие старцу Далмату: «Беседы на Деяния святых апостол» свт. Иоанна Златоуста (К., 1624) с «Толкованием на Апокалипсис» Андрея Кесарийского (К., 1625) (в одном переплете) и «Беседы на послания ап. Павла» свт. Иоанна Златоуста (К., 1623). Последняя книга 23 марта 1679 г. была вложена преподобным в церковь Николая Чудотворца на монастырской заимке.

Еще при жизни преподобный приготовил себе гроб-колоду. Прп. Далмат был погребен в алтаре Успенской церкви Далматовского монастыря. В 1720 г. завершилось возведение нового, трехпрестольного Успенского собора. На месте старой Успенской церкви над захоронением старца Далмата была построена брусчатая усыпальница. Центральное место в ней занимало деревянное надгробие, в 1793 г. расписанное художником И. Соколовским сценами из жизни преподобного (были изображены столкновение с Илигеем, явление Пресвятой Богородицы спящему Илигею и его приход к старцу Далмату с покаянием). В усыпальнице находились реликвии, по преданию принадлежавшие старцу Далмату, – подаренные Илигеем шлем и кольчуга (в настоящее время в фондах Свердловского областного краеведческого музея и Невьянского государственного историко-архитектурного музея, в 2019 г. переданы для экспонирования в Далматовский монастырь), а также схимническое одеяние. В 1836 г. губернский секретарь П. Д. Пономарёв задумал возвести на собственные средства над могилой старца Далмата церковь. В 1845 г. крестьянин М. Ф. Зайцев обратился в Пермскую консисторию за разрешением построить в г. Далматове часовню на месте, «ознаменованном подвижничеством монаха Далмата». Оба проекта не получили одобрения духовных властей.

В 1871 г. близ погребения старца Далмата началось строительство церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Во время прокладки траншеи под фундамент строители обрели гроб преподобного. После длительной переписки настоятеля монастыря архимандрита Исаакия с правящим и викарным архиереями и освидетельствования гроба и склепа Екатеринбургским епископом Вассианом (Чудновским) было принято решение оставить гроб старца Далмата на прежнем месте и изменить конфигурацию фундамента. Освящение храма, имевшего приделы во имя свт. Стефана Великопермского и во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, состоялось 8 мая 1881 г. В 1896 г. к храму была пристроена каменная усыпальница, располагавшаяся непосредственно над захоронением прп. Далмата. Изнутри ее стены были украшены живописными изображениями эпизодов из жизни преподобного, на северной стене находились портреты старца Далмата и архимандрита Исаака. После закрытия монастыря (1923) и прекращения богослужений в Скорбященской церкви (1928) в усыпальнице с 1933 г. последовательно размещались гардероб совхозного театра, госпиталь, производственные помещения завода молочного машиностроения «Старт», прачечная.

В 1992 г. началось возрождение Далматовского Успенского монастыря. По благословению и при участии епископа Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) 6 августа 1994 г. состоялось обретение мощей прп. Далмата, почивающих с того времени открыто в деревянной резной раке в Скорбященской церкви монастыря.

В 1864 г. по просьбе жителей Далматова, «отягченных бедствиями от пожаров», был установлен ежегодный крестный ход «к отвращению бедствий» 24 июня, в день преставления старца Далмата (дата неточна). С 1871 г. в Далматовском монастыре велись записи чудес по молитвам к преподобному, в монастырском архиве сохранилось около 30 таких записей XIX в. На Урале прп. Далмат Исетский считался покровителем воинов – молодые люди перед отправкой в армию приходили к гробнице преподобного, надевали кольчугу и шлем.

Во второй половине XIX в. в периодике, в официальных документах, на литографических изображениях (в частности, выпущенных в Екатеринбурге в 90-х гг.) Далмата часто называется преподобным. Он поминается в службе всем святым, в земле Российской просиявшим, составленной Ковровским епископом священноисповедником Афанасием (Сахаровым). В 1997 г., к 300-летию преставления прп. Далмата, были написаны служба и акафист ему. В 2004 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил «причислить основателя Свято-Успенского мужского монастыря Далмата Исетского к лику местночтимых святых Курганской епархии и включить имя преподобного Далмата Исетского в Собор Сибирских святых с установлением дня памяти 25 июня/8 июля».

4 февраля 2013 г. Архиерейский собор Русской Православной Церкви утвердил его общецерковное прославление в лике святых.

Прп. Далмат Исетский широко почитается на Урале. Частицы его мощей находятся во многих храмах Курганской, Екатеринбургской и Челябинской епархий. В Далматовском монастыре ведутся записи свидетельств паломников и местных жителей о благодатной помощи и исцелениях по молитвам к прп. Далмату Исетскому.