В газете «Шадринские епархиальные ведомости» № 3 (36) за май 2024 г. помещены ответы духовника епархии игумена Варнавы (Аверьянова) на вопросы читателей

В очередном номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за май 2024 г. на стр. 4 в разделе «письма читателей» под заглавием «Вопрос священнику» помещены ответы на вопросы читателей духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова):

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, могла ли история человечества пойти по альтернативному пути развития, если бы люди не распяли Христа, а приняли? Ведь есть же у человека свобода выбора. Или всё-таки именно такой ход событий был предопределен?

​Юлия Смирнова, студентка.

Здравствуйте, уважаемая Юлия! Формулируя свой вопрос, Вы несколько нарушаете логику исторического развития человечества и как бы забегаете вперёд. Боговоплощение и Крестная жертва Господа нашего Иисуса Христа явились ответом Божественной любви на грехопадение людей. Поэтому следует сначала обратиться к истокам, к первозданному безгрешному состоянию наших прародителей.

Господь создал первого человека существом разумным и свободным, и в этом смысле, действительно, у него была свобода выбора. В Раю эта свобода выражалась в возможности как исполнения заповедей Божиих (в частности, не вкушать от древа познания добра и зла), так и их нарушения. Если бы Адам и Ева соблюли заповеди и остались в послушании Богу, то есть, если бы грех не вошел в мир, то история человечества, действительно, могла бы пойти по альтернативному пути развития. Господь не сотворил ни греха, ни смерти. Всё это – следствие превратного распоряжения разумными тварями своей Богоданной свободой. Человек не был предназначен для греховной жизни.

Однако Адам и Ева согрешили и, оправдываясь, лишились себя возможности примирения с Богом через покаяние. Грехопадение же требовало искупления, и таким искуплением могла быть только Крестная жертва Богочеловека. Именно для этого Второе Лицо Святой Троицы – Бог Сын – воплотился и стал Богочеловеком Господом нашим Иисусом Христом. То есть распятие Иисуса Христа и было целью Его воплощения. Поэтому говорить о возможности людьми «принять, а не распять Христа» абсурдно. Что значит «если бы люди не распяли Христа, а приняли»? Иисус Христос – это ведь не просто проповедник, не пророк, не земной повелитель. Это «Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Возлюбившие грех в принципе не могут примириться с безгрешным Богочеловеком и, таким образом, осознанно или неосознанно готовят Ему Крест. «Альтернативный путь» предлагал Иисусу Христу дьявол, искушая Его в пустыни предложениями, которые можно обобщить наименованием «отказ от Креста», что было бы равносильно подчинению падшему духу.

А теперь разберём вопрос о предопределённости хода событий. Даровав в творении Своим разумным созданиям свободу, Бог эти дары не отнимает. Это значит, что человек как разумная свободная личность несёт ответственность за свои поступки, которые, следовательно, не предопределены, иначе о какой ответственности может идти речь. Но будучи всесовершенным, Бог по определению является и всеведущим. То есть Бог не предопределяет действия людей, но знает о том, как поступит человек и, таким образом, промышляет о мире, выстраивает историю человечества в соответствии со Своим Божественным замыслом. Сказанное можно проиллюстрировать несколькими евангельскими сюжетами.

Хотя события крестного пути Богочеловека и были определены в Предвечном Совете, это не исключает личной ответственности Иуды за предательство: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:24). Римский прокуратор Понтий Пилат самоуверенно возомнил себя вершителем судьбы Иисуса Христа, но в итоге по своему малодушию вынужден был пойти на поводу злобы членов Синедриона, став невольным орудием промысла Божия: «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин. 19:10-11).

​Таким образом, для Бога, Который не изменяем, нет времени – ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Божественный замысел о мире уже осуществлён, поэтому «альтернативного» по отношению к Богу «пути развития мира» быть не может. Но для каждого из нас, пока продолжается наша земная жизнь, всегда есть альтернатива – выбор собственного жизненного пути, за который мы несём ответственность в вечности.

Благословите, батюшка! Моя близкая подруга очень болеет. Недавно за помощью она обратилась к экстрасенсу. На мои увещевания сказала, что никакого духовного вреда в этом нет, поскольку экстрасенс этот светлый, лечит с помощью молитв и кругом у него иконы. Показала мне листочек, который дал ей читать с молитвами. Там меня сразу смутило, что молитвы не канонические, идет вроде бы обращение к Богородице и тут же какие-то «скок-поскок через мосток» и прочие моменты, напоминающие заговоры. Я боюсь, что вместо обретения здоровья, моя подруга ещё больше навредит себе. Разъясните, пожалуйста, чем чреваты обращения к таким «белым» экстрасенсам и магам? И правильно ли я объясняю подруге, что использование ими икон и таких искаженных молитв является кощунством? Что делать человеку, который оступился и обратился к экстрасенсам?

С уважением, Лиза.

Бог Вас благословит, уважаемая Елизавета! Вы правы, что беспокоитесь за свою подругу, поскольку принципиальной разницы между «белыми» и «чёрными» (или ещё какими-то иными) экстрасенсами не существует.

Экстрасенсом принято называть человека, обладающего некими способностями к особому «сверхчувственному» восприятию тех или иных аспектов действительности и воздействию на них. Самые безобидные последствия будут в том случае, если такой «экстрасенс» является шарлатаном – тогда обращающийся к нему просто лишится своих денег. Намного хуже придётся тому, кто контактирует с настоящим экстрасенсом.

Святые отцы, в частности, преподобный Силуан Афонский учат, что есть три вида прозорливости (или особых сверхчувственных способностей): «первый в силу естественной некоторым людям интуиции, повышающейся от постнического жития; второй – по действию демоническому и третий – по дару благодати». «К какому же виду прозорливости, – пишет автор книги «Люди и демоны» священник Родион, – можно отнести ясновидение экстрасенса? Только к первым двум, ибо третий вид, по дару благодати, даётся Богом только избранным после многих десятков лет подвижнической жизни во Христе, а гордому он вообще не даётся». Это значит, что никакие экстрасенсы не могут действовать силой Божией.

Так называемые «светлые экстрасенсы», занимающиеся «белой магией», о которых говорит Ваша подруга, это лишь первая ступенька на пути к чёрной магии, колдовству. Использование икон, молитв, в текст которых вставляются чуждые выражения, даже посещение храма – это, действительно, кощунство, как Вы правильно заметили в своем письме. Экстрасенсам не нужен Христос и церковная жизнь, им нужна «подпитка светлой энергией», поэтому демоны зачастую побуждают их использовать обрядовую сторону, фактически ругаясь над святыней.

Разбирая причину обращения Вашей подруги к экстрасенсу, становится ясно, что в своей болезни она не увидела промысла Божия, попускающего нам скорби ради спасения. Глубинными причинами наших недугов являются, как правило, страсти и грехи. Человек же неверующий или малоцерковный вместо исправления своей жизни через покаяние стремится к выздоровлению любой ценой вплоть до погубления бессмертной души.

Последствия обращения к экстрасенсам могут быть разными. У одних происходит серьёзное повреждение вплоть до беснования (одержимости), у других – казалось бы, внешне всё идёт благополучно. Подлинного исцеления экстрасенсы дать не могут, а временное облегчение сменится ещё худшим состоянием. Вторжение же в духовную сферу в любом случае не останется без последствий.

Надо чётко себе уяснить, что обращение к экстрасенсу – это обращение к нечистой силе, то есть фактически отречение от Бога. Церковные каноны налагают на виновных в этом грехе строгие епитимии, приравнивая экстрасенсов, чародеев, колдунов к убийцам. Человеку, который оступился, обратившись к экстрасенсам, необходимо осознать своё заблуждение и искренне раскаяться в этом грехе, придя на исповедь.