В газете «Шадринские епархиальные ведомости» № 3 (25) за март 2023 г. помещены ответы духовника Шадринской епархии игумена Варнавы (Аверьянова) на вопросы читателей и предисловие о великопостной трапезе
В очередном номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за март 2023 г. на стр. 6 в разделе «письма читателей» под заглавием «Вопрос священнику» помещены ответы на вопросы читателей духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова):
«Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, нужно ли женщине при домашней молитве облачаться в юбку и платок, как в храме, или допустимо молиться, будучи в простой домашней одежде и с непокрытой головой?»
С уважением, Ирина Васильевна, г. Шадринск
Здравствуйте, уважаемая Ирина Васильевна! О ношении женщинами юбок, думаю, нет особой необходимости и говорить – это традиционная женская одежда. Хотя в наше апостасийное (от греческого слова «апостасия» – отступление) время даже и в церковной среде раздаются иногда голоса о необязательности ношения женщинами юбок.
Ношение же платка женщинами-христианками – это древнее установление, подтверждаемое, в частности, авторитетом апостола Павла: «не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией» (1 Кор. 10:32), «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа … Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. … Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? … А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11:5-6, 10, 13, 16).
Может возникнуть вопрос – почему апостол Павел вынужден был затронуть эту тему, то есть, как вообще в первохристианской общине могли появиться женщины, не носившие платка и тем самым порывавшие с общепринятой традицией? Среди многих толкований моё внимание привлекло одно, как мне кажется, весьма правдоподобное объяснение.
«Для апостола Павла странно было слышать, что некоторые женщины снимают в христианских собраниях головное покрывало. Почему они это делали? Вы помните, как любили обращаться друг к другу христиане? Брат, сестра. Мы все близкие и родные, духовные родственники. Сам Христос считал учеников Своей семьей. Христианская община – твоя семья! А в семье, со своими, женщина могла голову не покрывать, покрывала она ее, выходя к чужим, на улицу. Вот поэтому некоторые коринфские христианки снимали головной платок, приходя в общину. Но Ап. Павел не считает это удачной идеей. Ведь окружающие не будут вникать в богословские тонкости взаимоотношений членов христианской общины. Они будут сплетничать и зубоскалить. Вот собираются христиане вечером на молитву. Затворяют двери (непосвященных в собрание не пускали), совершают там богослужения, которые сами называют агапы – вечери любви. Что они там делают за закрытыми дверями, на вечерях любви, если даже женщины их, как в семье или как базарные блудницы, не покрывают голову?» То есть христианская свобода не должна стать поводом для соблазна других.
Конечно, есть разница в нашем облике в домашней обстановке и в общественном месте. Дома мы можем себе позволить некоторую вольность, в том числе, и в одежде. Однако всё же следует вспомнить строгость поведения многих наших благочестивых предков – живы еще те, у кого перед глазами стоит пример собственных бабушек, даже не помышлявших, что дома можно молиться с непокрытой головой. Думаю, что и нам хорошо бы стараться подражать древнему благочестию. «Всё мне позволительно, но не всё полезно» (1 Кор. 6:12), – учит апостол Павел.
«Спаси Господь, отец Варнава! Недавно умер папа. К сожалению, он был не крещенный, но жил всегда по-христиански и перед смертью много пострадал. Какова посмертная участь души некрещенного человека, не совершавшего ничего дурного? И как правильно молиться за некрещенного родного человека? Можно ли в храме ставить свечки? Допустимо ли заказывать поминовение?
С поклоном к Вам, Л.А. г. Курган
Приветствую Вас! Прошу принять мои соболезнования. Смерть всякого человека, особенно близкого, – невосполнимая утрата. Земная жизнь даётся каждому один раз и от того, как пройдёт человек это кратковременное поприще, зависит его участь в вечности.
При сотворении мира и человека смерти не было. Она появилась вместе с грехом как его последствие, ибо, по слову апостола Павла, «возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). Сначала Бог говорит о смерти Адаму лишь как о возможности: «от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт. 2:17). И только после нарушения заповеди Божией, то есть грехопадения на деле, смерть стала уделом согрешившего человека: Господь Бог «Адаму … сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», … в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:17,19).
До Страшного суда Божия посмертная участь человека решается не окончательно. Итогом частного суда для умершего становится лишь предвкушение либо райского блаженства, либо адских мук. Собственными силами ни одному человеку, как заражённому язвой греха, невозможно спастись. Именно поэтому для спасения нужна была искупительная крестная жертва вочеловечшегося Сына Божия – Богочеловека Иисуса Христа.
Конечно, все люди различны по своему нравственному достоинству. Но главным критерием этого нравственного достоинства является степень усвоения человека Христу. Жившие до пришествия в мир Господа спасались верой в грядущего Мессию. Но даже великие праведники тех времён – праотцы и пророки – по смерти нисходили во ад (шеол), поскольку Небо было заключено для всех. После вочеловечения Бога Слова спасение возможно уже лишь верой в воплотившегося Христа. Своей крестной смертью, воскресением и вознесениям Господь отверзает рай спасающимся и выводит из ада души ветхозаветных праведников.
Именно поэтому посмертная участь не принявшего при жизни Христа, то есть человека некрещеного, не завидна. Свт. Игнатий Брянчанинов, согласно общепринятому православному учению, в своём «Слове о смерти» пишет: «Христиане, одни православные христиане, и притом проведшие земную жизнь благочестиво или очистившие себя от грехов искренним раскаянием, исповедью пред отцом духовным и исправлением себя, наследуют вместе со светлыми Ангелами вечное блаженство. Напротив того, нечестивые, то есть не верующие во Христа, злочестивые, то есть еретики, и те из православных христиан, которые проводили жизнь в грехах или впали в какой-либо смертный грех и не уврачевали себя покаянием, наследуют вечное мучение вместе с падшими ангелами».
К сожалению, в наше время всё чаще встречаются люди, не нуждающиеся в Спасителе. Они могут, по мнению таких же неверующих окружающих, быть очень даже «хорошими» и «добрыми» по своим душевным качествам и поступкам. Но пока человек не родится в вечную жизнь в таинстве Крещения, любая подобная «доброта» будет бессильна перед грехом. Это, конечно, не значит, что посмертная участь всех некрещеных будет одинакова: «Раб.., который знал волю господина своего, … и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12:47).
Если при жизни сам человек не присоединился к Церкви, то по кончине, то есть вопреки его свободной воле, сделать этого уже невозможно. По общепринятой традиции не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными. Об их душах нельзя совершать молитвы в храме и ставить свечи. Лучше подавать милостыню. Есть, правда, еще такая практика, когда близкие родственники в домашней молитве могут читать о некрещеных канон мученику Уару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения.(Имена умерших некрещеными при этом не называют.) Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством принёс большую пользу душам родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.
В ставшей уже традиционной рубрике «трапеза со смыслом» на стр. 8 помещено предисловие наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова) под заглавием «О смысле Великого поста»:
Наступил Великий пост – святая Четыредесятица. Кардинально меняется порядок богослужения. В повседневной же жизни верующего наиболее заметным отличием становится изменение рациона питания.
Что же такое пост и для чего он необходим? Пост – это воздержание телесных и душевных чувств как средство борьбы с грехом и стяжания добродетелей.
Пост является одним из древнейших Божественных установлений: поселив первых людей в раю, Господь запретил им вкушать плоды древа познания добра и зла. Нарушение этой заповеди, то есть фактически нарушение поста, привело людей к отпадению от Бога и к смерти. И после грехопадения заповедь о посте не отменена. Постился сорок дней БоговидецМоисей перед принятием скрижалей Закона на Синайской горе. Постились три отрока Анания, Азария и Мисаил перед тем как быть вверженными в печь Вавилонскую. Постился сорок дней Богочеловек Иисус Христос в пустыни перед выходом на общественное служение.
Следует помнить, что воздержание от пищи – не самоцель. Как замечает апостол Павел: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8).
Понятно, что мы нуждаемся в пище. «От желания пищи, – говорит епископ Варнава (Беляев), – никто не освобождается, кроме пришедших в меру того, кто сказал: «я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей» (Пс. 101:5-6). Но дни поста должны научить нас относиться к запретам на употребление пищи определённого качества и количества как к советам врача: больному часто не хочется принимать горькую пилюлю, однако он понимает, без этого ему не выздороветь. Более того, в духовной жизни мы должны научиться быть беспристрастными врачами самих себя, ибо мера воздержания в пище должна быть определена судом совести каждого.
После вступительной статьи ведущий газетной рубрики «трапеза со смыслом», насельник Далматовской обителиинок Евфросин (Буняшин) делится с читателями секретами приготовления овсяного киселя.