В газете «Шадринские епархиальные ведомости» № 6 (28) за июнь 2023 г. помещен ответ духовника епархии игумена Варнавы (Аверьянова) на вопрос читателя и материал о молебне сщмч. Иоанну Будрину
В очередном номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за июнь 2023 г. на стр. 2 в разделе «новости епархии» помещена статья: «Молебен священномученику Иоанну Будрину» о служении наместником Успенского Далматовского мужского монастыря, председателем епархиальной Комиссии по канонизации святых игуменом Варнавой (Аверьяновым) 4 июля 2023 г. молебна и акафиста новомученикам и исповедникам Церкви Русской близ полуразрушенного Покровского храма в с. Верхний Яр Далматовского муниципального округа, настоятелем которого до своей мученической кончины в 1918 г. был сщмч. иерей Иоанн Будрин.
На стр. 6 в разделе «письма читателей» под заглавием «Вопрос священнику» помещен ответ на вопрос читателя духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова):
«Уважаемый батюшка, я — староста маленького прихода в селе Альменево. Большинство жителей села, где находится приход, мусульмане. Литургию у нас служат редко, примерно раз в два месяца, разные священники. На последней Литургии радость была омрачена странными речами священника. За трапезой зашла речь о нашей жизни рядом с мусульманами. Мы по простоте душевной стали рассказывать, как мы дружно живём, вместе работаем, поздравляем друг друга с праздниками, не мешаем вере друг друга. И тут этот священник с помощниками стали возмущаться, как мы можем жить дружно с погаными? С ними нам нельзя даже за один стол садиться, ничего общего у нас не должно быть.
Слово «поганые» нас очень взволновало. Это слово означает не просто «плохие», а что-то, связанное с нечистотами, поэтому невозможно употреблять его в отношении к соседям, друзьям, коллегам, друзьям детей, врачам-мусульманам. Мы стали возражать священнику, но он вошёл в такой раж, что не остановиться. Договорился до того, что Патриарха не надо слушать — он говорит ересь.
Хотелось бы понять — такие взгляды священника — его личные или это такая церковная политика? Кому мешает мирная жизнь? Зачем нужно разжигать вражду в наше неспокойное время на фоне событий на Украине?
Я сама с Украины, у меня там живут сёстры, племянники. Я знаю, что там враждебная обстановка возникла не за один день. Яд ненависти по капле лился в души нескольких поколений земляков. Не хочу увидеть здесь что-то подобное.
Прошу Вас, батюшка, ответить на этот вопрос. Не думаю, что это мелочь, т. к. прихожане не забывают эту «проповедь», обсуждают. Людей беспокоит такая ситуация.
С уважением, Наталья Ивановна, село Альменево.
Здравствуйте, уважаемая Наталья Ивановна! Разделяю Вашу озабоченность в связи с возникшими на Вашем приходе разногласиями.
Устроив Церковь, Господь определил и внутренний порядок Её существования, поставив апостолов и их преемников — епископов — быть блюстителями благочестия и правой веры. Епископ, однако, не в состоянии совершать богослужения и наставлять паству во всех общинах своей епархии, поэтому нуждается в помощниках — священниках, которым и делегирует часть своих полномочий по духовному окормлению верующих в порученных их попечению приходах. Поэтому настоятель прихода или служащий священник, приняв от архиерея рукоположение во священный сан и назначение на приход, не своё учение должен преподавать прихожанам, а учение Христово. То есть задача священника — привести пасомых ко Христу, воцерковить их. Для этого, понятно, он сам должен иметь достаточный уровень знаний, а, самое главное, правую веру, личное благочестие и духовное рассуждение.
Однако все мы понимаем, что священник — тоже человек со своими немощами и недостатками, хотя и получивший благодать Божию для совершения своего служения. Важно, чтобы немощи и недостатки священника не становились камнем преткновения на пути ко спасению его паствы. Нельзя допустить, чтобы какой-нибудь пастырь или даже архипастырь сами по себе могли произвольно изменить православное вероучение или церковные каноны. Поэтому Церковь Христова, как это сформулировано в «Окружном Послании» Восточных Патриархов 1848 г., свидетельствует, что «хранитель благочестия у нас есть самое Тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласно с верою отцов их».
Думаю, что именно поэтому прихожане прихода, где Вы являетесь старостой, верно смутились, почувствовав некий диссонанс в речах приезжавшего к вам священника. Православие никогда не было агрессивным по отношению к иноверцам. Господь как Творец всей твари, в том числе разумной и свободной, не лишает человека одного из главных даров — свободы, даже тогда, когда этой свободой распоряжаются неразумно. Исповедуя спасительность и правоту православия, мы уважаем веру и другого человека. Конечно, православные нам ближе, это наши братья во Христе. Но и иноверцы, и неверующие хотя и чужды нам по вере, но всё же также наши братья — во Адаме.
Чтобы правильно, по-христиански выстроить отношения с иноверцами, нужно следовать «царским» путём, то есть, не скатываться в крайности, которые равно гибельны. Господь наш Иисус Христос, Сам будучи Истиной (Ин. 14:6), никогда не уклонялся исповедовать истину (Ин. 18:37). Поэтому и мы как православные христиане не имеем права стыдиться или умалчивать об истинности православной веры. Нельзя соглашаться с теми, кто пытается «примирить» православие с иными верами, говоря, что «все веры равны», «Бог един» и тому подобное. Экуменизм как попытка смешать все веры — это ересь. Наверное, тот священник, который прибыл для служения в Ваш приход, именно на основании вышесказанного и «вошёл в раж», как Вы пишите. Но в данном случае, я полагаю, у него всё же проявилась ревность не по разуму. Его возмущение было бы оправданно только, если бы кто-то из Вашего прихода ради добрососедских отношений с мусульманами постыдился своей веры.
Но, исповедуя истинность своей веры (и соответственно, ложность иных вер), не допуская молитвенного общения с инославными и иноверными, мы ни в коем случае не гнушаемся бытового общения с любым человеком, будь он вообще неверующий, либо инославный или иноверный. Гнушение другим человеком как «нечистым» или «поганым» характерно как раз для представителей иных вер (например, иудаизма, ислама), а в христианстве, — старообрядчества. То есть, запрещая прихожанам общаться с соседями-мусульманами, упоминаемый Вами священник продемонстрировал чуждый православию дух.
Здесь уместно было бы вспомнить некоторые примеры из Священного Писания. Во время встречи у колодца Иакова жена-самарянка удивилась, что Господь заговорил с ней: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9). В связи с тем, что во время путешествия во Иерусалим самаряне в одном из селений не приняли Христа и Его учеников, апостолы Иаков и Иоанн просили позволения у своего Учителя низвести огонь с неба и попалить этих самарян. Но Господь «запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Лк. 9:55). Был случай, что апостол Петр, следуя иудейским предрассудкам, уклонялся от общения с христианами из язычников, однако, был обличён апостолом Павлом в лицемерии (Гал. 2:11-14).
А вообще, нужно духовное рассуждение. В церковных канонах, действительно, есть некоторые запреты на бытовое общение с иноверцами, в частности, запрещается лечиться у иудеев. 11 правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Аще же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен». Этот канон ограждает православного от духовной зависимости от иудеев. Но это не значит, что мы не можем вообще общаться с иноверцами или должны вести себя по отношению к ним агрессивно».