В газете «Шадринские епархиальные ведомости» № 10 (52) помещены ответ духовника епархии игумена Варнавы (Аверьянова) на вопросы читателя и новость из жизни монастыря

В очередном номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за октябрь 2025 г. на стр. 3 в разделе «новости епархии» помещены статьи «Экскурсия из прошлого в настоящее» и «Совместный семинар воскресных школ», посвященные событиям из жизни Далматовского монастыря.

На стр. 5 в разделе «письма читателей» под заглавием «Вопрос священнику» помещен ответ духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова) на вопрос читателя:

Поклон Вам, отец Варнава!

Разъясните, пожалуйста, два вопроса: почему за Хама был проклят Ханаан, ведь не он увидел наготу Ноя и, стало быть, вообще был не при чем? И кто такой Мелхиседек? В Библии о нем упоминается очень мало, но, тем не менее, его образ соотносится с Христом еще не воплотившимся.

С уважением, Дмитрий П.

Здравствуйте, уважаемый Дмитрий!

Отвечая на первый вопрос – о проклятии Ханаана, следует обратиться к пониманию библейского текста святыми отцами и учителями Церкви. В частности, различные варианты толкований данного сюжета в немногих словах смог объединить святитель Филарет, митрополит Московский, написав: «Желая изъяснить, каким образом за поступок Хама проклятие пало на сына его Ханаана, евреи говорят, что сей первый увидел наготу своего деда и сказал о том отцу своему; другие присовокупляют, что Ной пощадил Хама, уважая благословение Божие, в котором сей участвовал по исшествии из ковчега, или желал сократить проклятие в одну отрасль рода вместо целого потомства. Дело объяснится совершенно, если с осуждением греха настоящего соединим в Ное предвидение будущих. Хам наказывается в том сыне, или в том племени, которому оставит в наследие свои грехи: наказание самое чувствительное для родоначальника, но не менее праведное в отношении к потомству; наказание даже милосердое, потому что двоякое преступление, родоначальника и рода, метится единожды».

Для большей понятности разберём приведённый текст по частям.

Во-первых, в библейском тексте (Быт. 9:20-25) имеется некоторая несообразность или «ремис», что по-еврейски означает «намёк», то есть то, что заставляет нас задуматься не о буквальном, а сокровенном смысле сказанного: «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего […] Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его…». Но дело в том, что Хам был не меньшим, а средним сыном Ноя. Именно поэтому некоторые ещё еврейские толкователи, в частности, раввин Элеазар считали, что Ханаан на самом деле был первым, кто увидел Ноя, а затем пошел и рассказал об этом своему отцу Хаму, который далее рассказал об этом своим братьям на улице. По этой причине считается, что под младшим сыном Ноя, о котором говорится в Библии, имеется в виду именно Ханаан.

Во-вторых, как пишет свт. Иоанн Златоуст, «Ной хотел и наказать Хама за его преступление и нанесенное ему оскорбление, и вместе не нарушить благословения, данного уже Богом: «благослови, — сказано, — Бог Ноя и сыны его», когда они вышли из ковчега (Быт 9:1). Итак, чтобы не показалось, что он проклинает того, кто уже получил благословение от Бога, Ной оставляет пока самого оскорбителя, а налагает проклятие на его сына».

В-третьих, Ной, наложив проклятие на Ханаана, больше всех воплотившего в себе типические черты своего отца и потому особенно близкого и дорогого ему, нанес именно этим наиболее чувствительное наказание и самому Хаму.

И, в-четвёртых, как пишет прп. Ефрем Сирин, «Ной знал, что если бы Ханаан в старости не соделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, его заслуживающего». То есть проклятие Ноем Ханаана есть выражение пророческого провидения будущего особого нечестия Ханаана и его потомков, за что они достойны были понести наказание от Бога.

Второй ваш вопрос касается личности Мелхиседека.

Мелхиседек – царь салимский, священник Бога Всевышнего. В переводе с еврейского его имя означает «царь правды» или «царь справедливости». Он по возвращении Авраама с отбитыми у четырех восточных царей людьми и имуществом, вышел к нему навстречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи (Быт. 14:18-20). Пребыванием его, по всей вероятности, было место, на котором впоследствии был построен Иерусалим. Его священство признавалось не только Авраамом, но также и теми лицами, из имущества которых была дана ему десятина.

По всему видно, что Мелхиседек пользовался большой известностью (Евр. 7:1), но нам совершенно неизвестно о времени его рождения, летах, жизни и о его предках (Евр. 7:3). Он так таинствен как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что существовало и существует много разнообразных мнений, из которых некоторые представляются очень странными и неосновательными.

По позднейшему иудейскому преданию, это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. По другому преданию, он принадлежал к семейству Хама или Иафета. Но ни то, ни другое предание не существовало в апостольский век.

Некоторые утверждали, что под лицом Мелхиседека разумеется воплощенный ангел или другое сверхъестественное существо, которое жило некоторое время между людьми. Наконец, находились еще люди, которые видели в лице Мелхиседека ветхозаветное явление Сына Божия.

Одна секта, под названием мелхиседеян, утверждала, что он был воплощение некой Божественной силы или даже Св. Духа.

Несомненно одно, что Мелхиседек был простой потомок Адама по естественному происхождению от него; но нам ничего не известно о нем, кроме разве того, что он был лицо особенно великое и значительное.

Впрочем, самое умолчание Священного Писания о нём уже само по себе знаменательно и прообразовательно. Псалмопевец пророчествовал о Мессии, что Он священник во век по чину Мелхиседекову (Пс. 109:4), и апостол Павел в послании к Евреям неоднократно указывает на то, что это пророчество вполне осуществилось на Иисусе Христе (Евр. 5:5–10; 6:20; 7:21). Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник (Зах. 6:12, 13); подобно Мелхиседеку, Он несравненно и выше Авраама или его потомков. Он вечен точно так же, как и Мелхиседек представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни (Евр. 7:3). Уподобляясь Сыну Божию, замечает наконец о нём апостол Павел, он пребывает священником навсегда (Евр. 7:3). Хлеб и вино, с которыми Мелхиседек встречает Авраама, являются евхаристическими символами.

Таким образом, в образе Мелхиседека еще в Ветхом Завете, задолго до установления закона о ветхозаветном священстве, мы видим пророчество о новом и истинном Первосвященнике и о будущем новозаветном благодатном священстве во Имя этого Первосвященника – Иисуса Христа.