в газете «Шадринские епархиальные ведомости» № 5 (38) помещен ответ на вопрос читателя духовника епархии игумена Варнавы (Аверьянова) и статья Д. А. Литвиненко о 380-летии основания Далматовского монастыря
В очередном номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за июль 2024 г. на стр. 3 в разделе «события и стория» помещена статья корреспондента газеты «Курган и курганцы» Дмитрия Андреевича Литвиненко «Духовная жемчужина Зауралья», посвященная 380-летию Успенского Далматовского мужского монастыря.
На стр. 7 в разделе «письма читателей» под заглавием «Вопрос священнику» помещен ответ на вопрос читателя духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова):
Здравствуйте! В связи с ответом читателю по поводу обращения к представителям так называемой «белой магии» возник вопрос и об отношении к так называемым «православным ясновидящим». Одной из представительниц этого типа является, например, Елизавета Петрова. Сама она говорит про себя так: «Я не называю себя экстасенсом, мне нравится определение ясновидящая. Мне даже нравится определение «ведьма», потому что это «ведающая мать», но негативный смысл, которым это слово обросло, мне не нравится». Е. Петрова является участницей «Новой Битвы экстрасенсов» и, как сообщается в заметке про нее, «ради этого заручилась благословением у старцев». Правда, не говорится у каких…
Рассмотрение данного примера, а их, к сожалению, может быть больше, надеюсь, поможет кому-нибудь избежать обольщения. Речь пойдёт о ложной духовности.
Апостол Иоанн Богослов говорит: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). Из Священного Писания Нового Завета мы знаем, что и бесы исповедовали Иисуса Христа Сыном Божиим, однако Господь запрещал им (Мк. 1: 24-25). Так же поступил и апостол Павел, изгнав в Филиппах духа прорицательного из некой служанки, одержимой им и кричавшей: «сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16: 16-18). Господь предупреждает, что сами по себе необычайные способности и кажущиеся праведными действия ещё не являются свидетельством богоугодной жизни: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»» (Мф. 7: 22-23).
Дьявол – лжец и отец лжи (Ин. 8: 44). Всё, что от него исходит, будь то даже по видимости истинное и доброе, ведёт к погибели. Именно поэтому и Сам Господь, и Его ученики не принимали свидетельства своего достоинства от падших духов. Ибо поверивши лукавому в одном, казалось бы, истинном, человек будет верить ему и в другом, уже явно ложном.
Для воцерковлённого человека достаточно нескольких выражений и признаний, чтобы стало очевидным неправославие «православной» ясновидящей. Вот её слова: «У нас в семье очень многие «видящие»… Мои дочки тоже уже «отжигают». … К Богу в моей семье было отношение, скажем так, минимальное. … В 14 лет я открыла для себя карты Таро, начала гадать подружкам, но в итоге поняла, что карты мне не нужны, я вижу всё и без них. … Пошла к одной ясновидящей, которая сказала, что у меня открывается «третий глаз»… она сказала: «Молись, это тебе от Бога!» … Я побежала к батюшке … Батюшка тоже сказал, что надо молиться, и если это от Бога, просить, чтоб научил этим пользоваться. Через какое-то время уехала в монастырь в Дивеево, провела там много времени. … Я общаюсь с ангелами, у меня не было других помощников никогда. Был опыт обращения к лукавому. Это было очень много лет назад и буквально на полчаса. К другим я больше никогда не обращалась и к нему тоже».
Вот такая каша в голове у человека, который считает себя вправе учить других, как молиться, «лечить их души, выправлять судьбы, … очищаться морально, исправлять свою жизнь к лучшему». «Знаете, – вещает Елизавета Петрова, – за два месяца участия в проекте («Битва экстрасенсов») ко мне пришло огромное количество людей с благодарностью за то, что они вспомнили про храм, про молитвы, они по-другому стали смотреть на свою жизнь и поворачиваются к свету». Может ли это порадовать Церковь? Нет. Какими бы благословениями «старцев» и «батюшек» не прикрывались экстрасенсы или ясновидящие, какие бы «добрые» советы не давали, как бы не призывали ходить в храмы – всё это путь погибели. Далеко не все приходят в храм или приезжают в монастырь, даже приступают к церковным Таинствам с благим расположением. К сожалению, можно встретить такого рода «верующих», для которых церковные атрибуты – лишь прикрытие их духовной гнили. Вспомним ещё раз действия Спасителя и апостола Павла, запрещавшим лукавым духам проповедовать истину, а также обличение апостолом Петром Симона-волхва, желавшего получить дар Божий для низменных целей (Деян. 8: 18-23).
Святые отцы учат нас, что человек, не очищенный от страстей, не может самостоятельно достичь общения с ангелами Божиими, с ним «на связь» выходят только ангелы падшие, то есть бесы, в каком бы «светлом» обличии они не являлись. Бесы, действительно, могут помогать обольщённому им человеку якобы «творить добрые дела», распаляя его гордыню. Встав на этот путь, человек впадает в состояние прелести, считая себя православным и верующим. Соответствующего рода подбираются и почитатели такого прельщённого. Это явление известно издревле, однако, особенно распространяется в настоящее время из-за оскудения веры, благочестия и трезвения. Об этом предупреждал еще апостол Павел, говоря: «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3: 13).
Именно на этой почве появится антихрист – человек беззакония, «которого пришествие по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2: 8-10). «Явит себя антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким, и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую правду, и не отреклись от нее для правды Евангелия», – пишет святитель Игнатий Брянчанинов.