В газете «Шадринские епархиальные ведомости» № 4 (37) помещен ответ на вопрос читателя духовника епархии игумена Варнавы (Аверьянова) и материалы о торжествах в г. Далматово в честь 300-летия преставления архимандрита Исаака (Мокринского)

В очередном номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за июнь 2024 г. на стр. 2 в разделе «новости епархии» помещены статьи, посвященные торжествам в г. Далматово в честь 300-летия преставления первого настоятеля Далматовской обители, сына прп. Далмата Исетского архимандрита Исаака (Мокринского) и 380-летия основания Успенского Далматовского мужского монастыря: «Божественная литургия в Далматовском монастыре», «Научная конференция в Далматово» и «Открытие бюста архимандрита Исаака (Мокринского)».

На стр. 6 в разделе «письма читателей» под заглавием «Вопрос священнику» помещен ответ на вопрос читателя духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова):

Здравствуйте, отец Варнава! Почему не принято молиться святым об усопших? То есть о живых и о разных их нуждах существует множество молебнов и молитв, а просьб к святым об усопших нет.

Сергей.

Здравствуйте, уважаемый Сергей! Да, действительно, святым мы больше молимся о нуждах живых. Но это всё-таки не означает, что совсем не принято молиться святым об усопших. Вы не правы, говоря, что «просьб к святым об усопших нет».

Православная традиция знает несколько имен святых, которым Господь даровал особое право ходатайствовать за умерших, в частности, за тех, кто умер без покаяния и нераскаянных грешников. Среди таковых святых угодников Божиих наибольшую известность имеют преподобный Паисий Великий и мученик Уар. Так, о людях, умерших в неверии или еретичестве, читается канон мученику Уару. Преподобный Паисий Великий имеет нарочитую благодать избавлять от вечной муки умерших без покаяния. При этом следует иметь в виду, что молитва о людях, умерших в ереси или неверии, совершается келейно, дома, вне церкви и только по благословению духовника, поскольку во время своей жизни эти люди отпали от единства церковного.

Однако и в церковном богослужении есть указание на молитвы святых за усопших. В чине отпевания на каноне первые тропари каждой песни посвящены ходатайству за усопшего святых мучеников: «В небесных чертозех выну доблии мученицы молят Тя, Христе, егоже от земли преставил еси верного вечных благ получити сподоби» и др. Об этом же поётся и в стихирах на отпевании: «Агнца Божия проповедавше, и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся, Того прилежно мученицы молите, долгов разрешение нам даровати», «Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшего раба Твоего упокой». Наконец, в самòм отпýсте отпевания очевидно указывается на молитвы святых за усопшего: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших, и всех святых Своих, душу от нас преставльшегося раба Своего имярек, в селениих святых вселит, и с праведными причтет, и нас помилует, яко благ и человеколюбец».

О помощи святых усопшим мы имеем многочисленные свидетельства в житийной и церковной литературе. Так, в житии преподобной Феодоры Цареградской, где описываются её хождения по мытарствам после кончины, встречается описание помощи истязуемой душе от её наставника преподобного Василия Нового: «неожиданно явился там преподобный отец наш Василий и сказал святым ангелам: — Властелины мои, сия душа много послужила мне, угождая моей старости: я молился Богу о даровании мне ее, и Господь ниспослал мне сию душу. Сказав это, он вынул из-под одежды своей мешок, чем-то наполненный (думаю, что в нем было одно чистое золото), и дал его святым ангелам, сказав при этом: — Когда вы будете проходить воздушные мытарства и лукавые духи начнут истязать душу сию, вы искупите ее этим от долгов ее. Благодатью Божьею, я богат и много собрал сокровищ трудами и потом своим, — и вот я дарю мешок душе сей, послужившей мне».

Синаксарь в мясопустную вселенскую субботу также приводит многие назидательные примеры помощи святых усопшим: преподобного Макария Египетского за сущих во аде, святителя Григория Двоеслова за язычника императора Траяна, святой царицы Феодоры за нечестивого её супруга царя-иконоборца Феофила и пр.