В газете «Шадринские епархиальные ведомости» № 4 (46) помещены ответ на вопрос читателя духовника епархии игумена Варнавы (Аверьянова) и статьи о деятельности епархиальной Комиссии по канонизации святых и древлехранителя

В очередном номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за апрель 2025 г. на стр. 3 в разделе «письма читателей» под заглавием «Вопрос священнику» помещены ответы на вопросы читателя духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова):

Здравствуйте, отец Варнава! Скажите, пожалуйста, почему Пасха каждый год отмечается в разные дни?

С уважением, Сергей Новиков.

Здравствуйте, уважаемый Сергей!

Богослужебный круг Православной Церкви состоит из переходящих и непереходящих праздников. Это означает, что есть церковные праздники и посты, которые выпадают всегда на один и тот же день года (непереходящие). К таковым относятся, например, церковное новолетие (14 сентября по новому стилю), такие двунадесятые праздники как Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября н. ст.), Воздвижение Креста Господня (27 сентября н. ст.), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря н. ст.), Рождество Христово (7 января н. ст.), Крещение Господне или Богоявление (19 января н. ст.), Сретение Господне (15 февраля н. ст.), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля н. ст.), Преображение Господне (19 августа н. ст.), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа н. ст.); великие праздники – Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября н. ст.), Покров Пресвятой Богородицы (14 октября н. ст.), Обрезание Господне и память свт. Василия Великого (14 января н. ст.), Рождество Иоанна Предтечи (7 июля н. ст.), первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля н. ст.); такие многодневные посты как Рождественский (Филиппов) с 28 ноября по 6 января н. ст. и Успенский с 14 по 27 августа н. ст. Непереходящими праздниками являются, как правило (но не всегда), и дни памяти святых.

Праздники переходящие (то есть такие, которые могут выпадать на разные дни года) связаны с Пасхальным циклом. Здесь следует иметь в виду, что Православная Церковь в своем богослужении в определённом смысле сохраняет связь с ветхозаветной традицией, поскольку ветхозаветные праздники были прообразами грядущих новозаветных событий. Сам Господь наш Иисус Христос свидетельствовал, что Он пришёл не разорить закон, но исполнить (см. Мф. 5:17). Поэтому во время Своей земной жизни Он, как и все верующие иудеи, ходил в Иерусалим на праздники. Главным же праздником Ветхозаветной Церкви была пасха. Это главный иудейский праздник, который совершался в память об исходе евреев из Египта. Праздник опресноков (это одно из названий иудейской пасхи) полагалось отмечать с 14 на 15 число месяца нисана семь-восемь дней. Нисан в еврейском календаре – это первый месяц библейского года. Он приблизительно соответствует нашему марту-апрелю.

Вся ветхозаветная пасха была наполнена прообразами, которые относились к Самому Христу. Поэтому перед Своими Крестными страданиями Господь не только исполняет обряды ветхозаветной пасхи, но и совершает Тайную Вечерю, на которой устанавливается Таинство Евхаристии, то есть вместо прообразовательного ветхозаветного агнца под видом хлеба и вина даёт Своим ученикам вкусить от Своего Тела и Крови, будучи истинным Агнцем. Таким образом, когда, вместо закалаемого ежегодно в каждом семействе агнца, заклан был на Голгофе, единожды навсегда и за всех, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира, тогда пасха иудейская перестала быть законной, уступив место Пасхе христианской.

Когда же следовало праздновать христианскую Пасху? В древности на Востоке существовала традиция ориентироваться на иудейскую пасху. Общецерковный характер приняло правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях – второе). У евреев год должен был начинаться весенним месяцем, когда появляется первый урожай ячменя – месяц нисан. Но урожай ячменя в горных местах созревает позже, чем в долинах, поэтому для разных мест в среднем начало месяца нисана запаздывало по отношению к равноденствию на срок от 8 до 20 дней. Были годы, когда евреи праздновали свою пасху раньше равноденствия, в другие годы – значительно позже. Для римлян же и греков весна всегда наступала после весеннего равноденствия.

Поэтому вопрос о времени празднования Пасхи был рассмотрен отцами Первого Вселенского Собора (325 г.). Отцам этого Собора предстояло решить, всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных? Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», – точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, – придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор, после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики, определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении.

Таким образом, сейчас действует несколько правил для определения дня празднования Пасхи. Основное из них гласит, что Пасха наступает в первое воскресенье после весеннего полнолуния – таковым считается полнолуние, случившееся не ранее дня весеннего равноденствия. Причиной же того, что часто православная Пасха не совпадает с католической заключается в том, что католики определяют день равноденствия (21 марта) по григорианскому календарю, а православные – по юлианскому.

В зависимости от дня празднования Пасхи меняются и дни переходящих двунадесятых церковных праздников – Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (40-й день после Пасхи), День Святой Троицы или Пятидесятница (50-й день после Пасхи) – и многодневных постов: Великий пост (накануне Пасхи), Петров пост (начинается через неделю после Пятидесятницы).

Благословите, Ваше Высокопреподобие досточтимый игумен Варнава! Благодарю Ваше Высокопреподобие за то, что имеется такая возможность быть просвещаемыми Вашим словом. Однако мне нужна Ваша помощь в следующем: моя мама некрещенная, но прислушивается к нам, её детям (нас четверо и мы крещенные), когда мы беседуем о вере; и вот однажды она задала мне вопрос: «Бог один, как Он может знать, о ком подается церковная записка, если у многих одинаковые имена, и что она именно об этом человеке, и вообще, людей много, а Бог один, как Он может заботиться о каждом человеке?». Попытка объяснить, что у каждого человека есть Ангел-хранитель и он доносит волю Божию до человека, вышла неубедительной. Не были бы Вы так милостивы, избавить нас от невежества в таком важном мировоззренческом вопросе, как Вы обычно просвещаете нас Вашим аргументированным и веским словом?

​С нижайшей просьбой и испрашивая благословения – Ольга С.

Уважаемая Ольга, Бог Вас благословит!

Недоумения Вашей мамы относительно вопросов веры объясняются её неверными представлениями о Боге. Её взгляды можно назвать антропорфизмом. Антропоморфизм – иносказательное описание свойств и деяний Бога при помощи слов и выражений, характерных для описания человека, его состояний и действий, с целью упрощения их осмысления и понимания.

Хотя в Священном Писании и присутствуют антропоморфизмы, то есть иносказательное усвоение Богу присущих тварному человеку состояний и способностей, но Библия учит о Боге как совершенно духовном Существе: «Бог есть Дух» (Ин.4:24). Поэтому то, что говорится о Боге очень телесным образом, говорится символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы. Бог настолько превосходит человека, что было бы просто неуместно рассуждать, как Он может заботиться о каждом человеке. Будучи Абсолютом, Бог всемогущ, всеведущ и не ограничен. Даже если мы говорим о Богочеловеке, то Его ограниченность в единой и сложной Ипостаси Иисуса Христа относительна и относится только к человеческой природе, а не к Божественной.

В Евангелии есть ясное свидетельство, что Бог «знает, о ком подается церковная записка, если у многих одинаковые имена, и что она именно об этом человеке», как Вы пишите в своём вопросе, а именно: «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). Из этого, однако, не следует, что раз Бог знает обо всём, то и нет необходимости молиться. Господь хотя и знает наши нужды, но Сам понуждает нас к молитве Ему как существенно необходимой нам самим: «просите и дано будет вам» (Мф. 7:7).

​На стр. 8 размещена информация о деятельности епархиального древлехранителя и Искусствоведческой комиссии Шадринской епархии:

Епархиальный древлехранитель игумен Варнава (Аверьянов) был назначен указом епископа Шадринского и Далматовского Владимира от 1 декабря 2016 г. 25 марта 2021 г. распоряжением № 5 епископа Шадринского и Далматовского Владимира была создана Искусствоведческая комиссия Шадринской епархии под председательством правящего архиерея. Заместителем председателя был назначен епархиальный древлехранитель игумен Варнава (Аверьянов). Членами Комиссии являются: руководитель ОРОиК прот. Сергий Климов, руководитель Паломнического отдела прот. Владимир Тарасов, архитектор-реставратор, главный архитектор ООО «Ресткомплектпроект» (г. Курган) Галина Алексеевна Статных, художник-иллюстратор Олег Александрович Серебренников. Действует сайт древлехранителя: https://drevlehranshep.ru/

Древлехранитель посетил все районы Шадринской епархии и произвел фотофиксацию храмов и часовен, в том числе, тех, которые находятся в неудовлетворительном или аварийном состоянии (в настоящий момент имеется информация о 140 объектах). На сайте древлехранителя размещена карта епархии с указанием памятников церковной архитектуры в каждом районе. Составлены (доступны на сайте древлехранителя) различные реестры недвижимых объектов (Наиболее ценных епархиальных памятников архитектуры; Аварийных и руинированных храмов епархии; Остроаварийных памятников церковной архитектуры, находящихся в отдаленных или утраченных населенных пунктах епархии, по которым необходимо принятие первоочередных мер по консервации), а также внесены сведения об объектах Шадринской епархии в Общецерковный реестр памятников архитектуры Русской Православной Церкви.

Древлехранитель осуществляет контроль за ходом ремонтно-реставрационных работ на памятниках церковной архитектуры в епархии.

Деятельности древлехранителя способствуют изданные правящим архиереем документы: циркуляр № 57 от 26 июня 2019 г. о согласовании с древлехранителем производства работ на храмах епархии; распоряжение № 4 от 16 марта 2021 г. об утверждении «Условий доступа граждан на объекты культурного наследия, находящиеся в собственности или пользовании религиозных организаций Шадринской епархии Русской Православной Церкви»; распоряжение № 6 от 23 июня 2023 г. о закреплении аварийных и руинированных храмов за приходами и монастырями с приложением перечня аварийных и руинированных храмов, закрепленных за приходами и монастырями Шадринской епархии; распоряжение № 5 от 14 марта 2025 г. о проведении мероприятий по учёту и сохранению движимых памятников церковного искусства.

​Организовано проведение богослужений в аварийных и руинированных храмах епархии.

Древлехранителем разработано, а правящим архиереем 19 апреля 2021 г. утверждено Положение об Искусствоведческой комиссии Шадринской епархии. 25 марта 2021 г. епископом Владимиром издан циркуляр № 11 о согласовании реставрационных работ храмов с искусствоведческой комиссией Шадринской епархии. Комиссией были рассмотрены проекты: иконостаса и росписи храма в честь Архангела Михаила с. Житниковское, реконструкции иконостаса храма в честь Богоявления Господня с. Усть-Миасского, реконструкции каменной ограды Верх-Теченского женского монастыря, благоустройства прихрамовой территории Спасо-Преображенского храма в с. Батурино.

Благодаря привлечению архитектора-реставратора Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Патриаршего совета по культуре А. С. Тутунова удалось добиться строительства колокольни на историческом фундаменте (вместо отдельно строящей) при проведении ремонтных работ на Покровском храме в р. п. Каргаполье (2020 г.).

Древлехранителем ведётся работа по созданию и наполнению экспонатами церковных музеев:

  • Музей Успенского Далматовского мужского монастыря им. архимандрита Антонина (Капустина) (открыт в 2012 г.; действуют 4 постоянные экспозиции, более 2 тыс. экспонатов; сотрудники Далматовского краеведческого музея помогли провести инвентаризацию и учет большей части экспонатов)
  • Церковно-исторический музей Шадринской епархии (в Духовно-просветительском центре в г. Шадринске, открыт в 2022 г.) Правящим архиереем издан циркуляр № 48 от 18 июня 2019 г. о сборе экспонатов для епархиального музея.
  • Музейная экспозиция, посвященная архимандриту Антонину (Капустину), при Спасо-Преображенском храме с. Батурино Шадринского муниципального округа (открыта в 2023 г., реконструирована в 2024 г. в связи с пожаром в здании музея)
  • Музейная экспозиция в здании бывшего церковного дома в с. Першинское Далматовского муниципального округа, где жил известный уральский краевед, музеевед, архивовед, археолог и историк, создатель Шадринского научного хранилища В. П. Бирюков (открыта в 2019 г.)
  • Музей древнего благочестия в с. Широковское Далматовского муниципального округа (в стадии формирования; часть экспонатов из фондов музея была представлена на выставке перед открытием научной конференции в г. Далматово в 2024 г.). Для сбора экспонатов заключены трёхсторонние договоры от имени Успенского Далматовского мужского монастыря с районными музеями и администрациями в семи районах Курганской области: Далматовском (2019 г.), Катайском, Шадринском, Шатровском, Шумихинском (2020 г.), Мишкинском, Целинном (2021 г.). Проводятся экспедиции для сбора экспонатов.
  • Музей им. сщмч. Аркадия Гаряева женского монастыря в честь Похвалы Пресвятой Богородицы в с. Боровское (открыт в 2018 г., реконструирован в 2023 г., руководит музеем монахиня Евфимия (Крейтор)).

Создано епархиальное древлехранилище (в Духовно-просветительском центре в г. Шадринске, 2022 г.). В древлехранилище в 2024 г. из запасников кафедрального Николаевского храма г. Шадринска перенесены для надлежащего хранения наиболее ценные иконы, произведена их фотофиксация, составлена опись.

Удалось договориться о передаче из музеев Свердловской области в Успенский Далматовский мужской монастырь для длительного экспонирования (ежегодно по настоящее время пролонгируются договоры с музеями) реликвий прп. Далмата Исетского – шлема и кольчуги, являющихся ныне музейными предметами (входят в состав государственной части Музейного фонда РФ) (2019 г.).

Организована и проведена научно-просветительская конференция «Историко-культурное наследие Далматовского края: к 380-летию основания Успенского Далматовского мужского монастыря» (2024 г.).

Подготовлены и изданы: очерк А. И. Кривощекова «Далматовский монастырь как оплот русского владычества и православия в Исетском крае и его достопримечательности» (2018 г.), брошюра «Далматовский музей-монастырь как прообраз церковных музеев Шадринской епархии» (в электронном виде, 2022 г.).

Организовано выступление перед духовенством Шадринской епархии в присутствии правящего архиерея специалистов в сфере охраны и реставрации памятников культурного наследия: начальника отдела учета и охраны объектов культурного наследия Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области Д. В. Бровко, архитектора-реставратора, директора ООО «Ресткомплектпроект» Г. А. Статных и главного хранителя Курганского областного художественного музея Г. В. Максимовой (2019 г.).

В 2025 г. начата работа по учёту и сохранению движимых памятников церковного искусства на приходах и в монастырях епархии.

Древлехранитель ежегодно принимает участие в мероприятиях Патриаршего совета по культуре.​

На стр. 9 размещена информация о деятельности Комиссии по канонизации святых Шадринской епархии:

Комиссия была создана распоряжением епископа Шадринского и Далматовского Владимира № 18 от 11 марта 2019 г., до этого существовала единая Комиссия Курганской митрополии. Председателем Комиссии назначен наместник Успенского Далматовского мужского монастыря игумен Варнава (Аверьянов). Членами Комиссии являются: секретарь Шадринской епархии иерей Димитрий Дряннов (секретарь Комиссии); благочинная женского монастыря в честь Похвалы Пресвятой Богородицы с. Боровское монахиня Евфимия (Крейтор); старший преподаватель УрФУ, краевед, общественный деятель Алексей Михайлович Бритвин. Действует сайт Комиссии: https://www.agioi-zaural.ru/

Мероприятия, направленные к почитанию Зауральских новомучеников. Написаны иконы Далматовских сщмчч., сщмч. Аркадия Боровского, Алексия Песчано-Колединского. Устанавливаются поклонные кресты (на привокзальной площади г. Далматово в честь Далматовских сщмчч. в 2024 г.) и памятные доски (на доме, где жил сщмч. иерей Владимир Сергеев в г. Далматово в 2023 г.).

В дни памяти сщмчч. Шадринской епархии в храмах, где они служили или, если таковые не сохранились, под открытым небом у памятных мест в населенных пунктах братией Далматовского монастыря во главе с наместником, председателем епархиальной Комиссии по канонизации святых (иногда и вместе с учащимися и преподавателями монастырской воскресной школы) ежегодно служатся молебны и акафист новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Так, в Далматовском муниципальном округе имеется 12 населенных пунктов, связанных с памятью 17-ти новомучеников. В Катайском муниципальном округе – 7 населенных пунктов связаны с памятью 10-тью новомучеников.

​Совершаются крестные ходы: в память сщмч. Алексия Архангельского 26 июня из с. Песчано-Коледино в Верх-Теченский монастырь; в память Далматовских сщмчч. 10 июля из Далматовского монастыря в Никольский храм г. Далматово. По благословению епископа Владимира воскресным школам присвоены имена священномучеников: Далматовских – школе «Свеча» при Далматовском монастыре; Аркадия Гаряева – при Боровском монастыре. С 2024 г. по благословению правящего архиерея имена Зауральских сщмчч. должны поминаться в храмах епархии на литии и отпустах. Участие в съемке фильма для телеканала «СПАС» о сщмч. Алексие Архангельском (2023 г.).

Комиссией в 2019 г. были проведены предварительные археологические изыскания на месте предполагаемого захоронения сщмч. Алексия Архангельского в с. Верхняя Теча Катайского района. В 2020 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла изменена дата празднования памяти сщмч. Алексия Введенского.

Подготовлен и представлен на Архиерейском совете Курганской митрополии в 2023 г. предварительный список святых для установления памяти Собора святых Курганской митрополии.

Почитание и прославление архимандрита Антонина (Капустина). Подготовлены и представлены на Архиерейском совете Курганской митрополии в 2023 г. материалы для прославления архимандрита Антонина в лике местночтимых святых Курганской митрополии. Содействие съемочной группе кинокомпании «Студия Икона» в создании фильма «Антонин Капустин – создатель Русской Палестины» (2024 г.). Сделан доклад «Роль духовного облика архимандрита Антонина (Капустина) в уяснении значения его духовного наследия» на конференции «Духовные традиции Урала и Зауралья» в ШГПУ, посвящённой 85-летию учебного заведения. (2024 г.).

Почитание подвижников благочестия: архимандрита Исаака (Мокринского) – в 2024 г. в Далматовском монастыре установлен бюст; прот. Григория и м. Нины Пономарёвых; инокини Антонии (Серёдкиной). Участие в создании фильма журналистки Елены Саенко (г. Курган) «И Дух святой был на нём…» о прот. Григории и матушке Нине Пономаревых (2021 г.). Выступление в г. Екатеринбурге с докладом «Почитание подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в монастырях Шадринской епархии» на заседании круглого стола с участием Преосвященных, игуменов, игумений и монашествующих епархий, расположенных на территории Уральского федерального округа (2023 г.).

Отмечены богослужениями и проведением мероприятий памятные даты: в 2020 г. – 190-летие со дня рождения зауральского краеведа и просветителя А.Н. Зырянова (1830-1884), 120-летие со дня преставления священника и всемирно известного математика о. Иоанна Первушина (1827-1900); в 2023 г. – 245-летие со дня рождения уроженца г. Далматова поэта, переводчика А. Ф. Мерзлякова (1778-1830); в 2024 г. – 140-летия со дня кончины зауральского краеведа и просветителя А. Н. Зырянова (1830-1884), 110-летие со дня рождения прот. Григория Пономарёва (1914-1997).

Проводится работа по выявлению и приведению в порядок (благоустройству) могил подвижников благочестия Шадринской епархии. В 2019 г. за алтарем Успенского собора Далматовского монастыря на месте уничтоженного в годы богоборчества монастырского кладбища установлен и освящен поклонный крест. В 2020 г. – близ с. Тамакульского Далматовского района найдено место захоронения расстрелянных летом 1918 г. красноармейцами участников восстания против большевиков в Тамакульской волости Камышловского уезда; в г. Далматово найдена могила священника о. Константина Словцова (1869-1943), отца первого Почетного гражданина г. Далматово, заслуженного врача РФ Николая Константиновича Словцова; на Воскресенском кладбище г. Шадринска близ Воскресенского храма выявлены могилы двух монахинь (игумений?) Аглаиды Евдокимовны Кремлевой и Анастасии Ивановны Суетиной (4.01.1880 – 28.08.1965).

Информационно-издательская деятельность. Комиссией подготовлены к изданию: очерк А.И. Кривощекова «Далматовский монастырь как оплот русского владычества и православия в Исетском крае и его достопримечательности» (2021 г.); брошюра «Инокиня Антония», посвященная 25-летию мученической кончины инокини Антонии (Серёдкиной) (2024 г.). Ведётся верстка текста издания: Церковная история Зауралья (1918–1949 гг.): судьбы и документы / сост. А. В. Колесов, А. В. Печерин, А. М. Бритвин; под ред. А. М. Бритвина. — Екатеринбург: Белое городище, 2025 (?).

Разработаны герб и флаг Шадринской епархии (2019 г.). Подготовлено и проведено мероприятие, посвященное 100-летию учреждения Шадринской викарной архиерейской кафедры (2023 г.).

Музейно-выставочная деятельность. Устроены экспозиции, посвящённые: архимандриту Антонину (Капустину) в музее Далматовского монастыря и при Спасо-Преображенском храме с. Батурино, Зауральским новомученикам, прот. Григорию и м. Нине Пономарёвым в музее Далматовского монастыря. Действует музей им. сщмч. Аркадия Гаряева в женском монастыре в честь Похвалы Пресвятой Богородицы с. Боровское. В 2024 г. демонстрировалась экспозиция, посвящённая 100-летия со дня рождения свт. Тихона, патриарха Московского и всея России в ДПЦ Шадринской епархии и Далматовском краеведческом музее.

Ведётся изучение Западно-Сибирского восстания 1921 г., совершаются экспедиции по населённым пунктам Зауралья. Служатся панихиды и литии. Выявлены: в 2021 г. – братская могила убитых в 1921 г. во время Западно-Сибирского восстания крестьян на кладбище д. Ячменево Шадринского района; в 2022 г. – предполагаемая могила участников Западно-Сибирского восстания 1921 г. в д. Смолина Шатровского района.

На стр. 11 размещена информация о подготовке к проведению крестного хода «Тропой преподобного Далмата».