В газете «Шадринские епархиальные ведомости» № 2 (44) помещены ответы на вопросы читателей духовника епархии игумена Варнавы (Аверьянова)

​Во втором номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за февраль 2025 г. на обложке помещена фотография мозаичной фрески прп. Далмата Исетского над входом в Скорбященский храм Далматовского монастыря.

На стр. 2 в разделе «новости епархии» помещены несколько статей, имеющих отношение к жизни Далматовского монастыря: «Молебен у братской могилы убитых в 1921 году крестьян», «Награды из рук губернатора», «Акафист новомученикам и исповедникам Церкви Русской», «Боровской монастырь посетили представители органов муниципальной власти».

На стр. 3 в разделе «письма читателей» под заглавием «Вопрос священнику» помещены ответы на вопросы читателей духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова):

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, почему именно в Великий пост так много искушений и что-нибудь да случается?

С уважением, Нина

Здравствуйте, уважаемая Нина! Жизнь верующего человека подчинена циклическому ритму чередования церковных праздников и будней, постных и непостных дней. Последовательность праздников, так же как и постов имеет особый духовный смысл. Премудрый Екклесиаст говорит: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: … время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать…» (Еккл. 3:1,4).

Господь создал человека для того, чтобы он был причастником вечных благ, то есть не для печали, а для радости. Но грехопадение наших прародителей стало причиной скорби человеческого рода. Поэтому нынешнее состояние людей двойственно – как носители греха мы должны сетовать и печалиться, а как искупленные от греха крестной смертью Спасителя, как наследники обетования Божия о спасении и воскресении – радоваться.

Именно поэтому Церковь установила накануне главного христианского праздника – Светлого Христова Воскресения, Пасхи – в качестве приуготовительного средства сорокадневный Великий пост. Пост есть добровольное утеснение собственной плоти, время сугубого покаяния и борьбы со своими страстями. Как и во всякой борьбе, пока мы не начали брань, наш противник может до времени нас особенно не тревожить. Пока человек живет по своим страстям, удовлетворяет собственные прихоти, он может даже и не замечать их наличия у себя. Но как только мы хотя бы в малой степени начинаем подвизаться, то есть берем на себя какой-нибудь духовный подвиг, отказываемся от привычных для нас греховных утешений, страсти как голодные звери восстают на нас и начинают мучить.

Следовательно, вполне естественно, что в дни Великого поста увеличиваются искушения. Здесь нельзя не отметить, что искушения лишь только кажутся чем-то внешним по отношению к нам. На самом деле внешние события (как Вы пишите, «что-нибудь да случается») лишь выявляют наше внутреннее духовное устроение. Апостол Иаков в своем послании говорит: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:13-14).

Может еще возникнуть вопрос: ну, хорошо, во время Великого поста увеличиваются искушения у подвизающихся по причине усиления их борьбы с падшими духами, но почему же тогда увеличиваются искушения и у тех, кто не подвизается и не борется? Дерзнём предположить, что хотя дьявол как бы и «не обращает внимания» на нерадивых, поскольку они и так в его власти, но им всё-таки тоже «достаётся» в условиях общего обострения борьбы. Это как на фронте – хотя в бою бòльшей опасности подвергаются смельчаки, но и трусов могут «зацепить» при обстреле.

Здравствуйте, отец Варнава, у меня погибла подруга, она была очень талантливым светлым человеком, но, как многие творческие люди, к сожалению, подвержена пагубным страстям. В итоге была убита в пьяной драке. Но, по сути, она кинулась защищать своего любимого человека и получила смертельный удар. Я молюсь за неё, но её посмертная участь очень беспокоит. Скажите, пожалуйста, является ли то, что она отдала свою жизнь, в общем-то, спасая жизнь другого человека, тем самым смягчающим обстоятельством, благодаря которому может проститься былая греховная жизнь?

Анна

Уважаемая Анна, приветствую Вас. Все мы, конечно же, желаем и просим во время богослужений о даровании «христианской кончины живота нашего (жизни нашей), безболезненной, непостыдной, мирной». Но образ этой кончины всё же бывает разный – так же, как и наше духовное устроение, и обстоятельства нашей жизни. Даже и святые имели грехи и страсти, которые, по благодати Божией смогли преодолеть и искоренить. Тем более, конечно, в нас немощных переплетено и «намешано» много не столько, к сожалению, доброго, сколько худого. Только на Страшном суде всё это будет разобрано и окончательно оценено Единым истинным и нелицеприятным Судьей – Господом нашим Иисусом Христом.

Однако, по учению Церкви, после кончины совершается Господом над отошедшей из земной жизни душой ещё и суд частный, определяющий её состояние только до Страшного суда, то есть пока лишь как предвкушение вечных благ или адских мук. В этот период ещё возможно повлиять на окончательную посмертную участь человека. Именно это даёт основание и побуждает нас молиться о упокоении верующих собратьев. Молитва нужна всем усопшим – праведников она подвигает на помощь живым, для грешников же является нашей им посильной помощью.

Конечно, отрадно осознавать, что близкий нам человек отошёл в вечность, будучи подготовленным, имея твёрдую веру, добрые дела и очистив грехи покаянием. Но бывают и случаи, подобные описанной Вами трагической кончине Вашей подруги. Можем ли мы надеяться, что для неё смягчающим обстоятельством было самопожертвование, хотя и проявленное в нетрезвом виде? Думаю, что можем. Как говорят святые отцы, следуя Священному Писанию: «Иной суд Божий, и иной человеческий». Церковь не молиться только за самовольно оставивших жизнь, то есть самоубийц, а также отлучённых от общения с ней явных противников и хулителей Бога. По поводу остальных мы должны надеяться на милосердие Божие. Так что, хотя, как Вы верно написали, «посмертная участь Вашей подруги очень беспокоит» Вас, не следует ослабевать в молитве за нее.