В газете «Шадринские епархиальные ведомости» № 1 (43) помещены ответы на вопросы читателей духовника епархии игумена Варнавы (Аверьянова)

В первом номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за январь 2025 г. на стр. 5 в разделе «письма читателей» под заглавием «Вопрос священнику» помещены ответы на вопросы читателей духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова):

Благословите, Ваше Высокопреподобие досточтимый игумен Варнава! Благодарю Ваше Высокопреподобие за исчерпывающий и скорый ответ, точное определение сути вопроса о благословениях на печатных православных изданиях и грифе РПЦ (когда отправила Вам письмо, пришла мысль, что эти грифы РПЦ соборное решение, т.к. Церковь у нас Соборная).

Ещё хотелось бы спросить у Вас о следующем: на телеканале «Спас» была несколько лет назад передача об иеромонахе Серафиме (Роузе), где говорилось, что он никогда не был в России. У меня же сложилось убеждение, что в настоящее время христианские подвижники есть только в России и на Афоне, что надо чтить святых, бывших до отпадения от Церкви римо-католиков, а после — российских и, наверное, в других Православных Церквах. Не могли бы Вы, Ваше Высокопреподобие, осветить этот вопрос? И ещё второй вопрос: идет война на Святой Земле — не могли бы Вы, Ваше Высокопреподобие, объяснить суть происходящего: религиозная ли это война, есть ли там наши братья по вере — если это уместно.

​С низким поклоном и испрашивая благословение, Ольга С.

Здравствуйте, уважаемая Ольга. Бог Вас благословит!

По первому вопросу можно сказать следующее. Православная Церковь называется Вселенской, поскольку святые апостолы и их преемники исполнили повеление Спасителя проповедовать Евангелие всем народам и идти с этим благовестием даже «до конец Земли». «Во всю землю изыде вещания их и в концы вселенныя глаголы их», – так воспевает их апостольские труды Святая Церковь. И из Св. Писания мы знаем, что предел мира наступит, когда Евангелие будет проповедано повсюду (Мф. 24: 14), то есть никто не сможет оправдаться незнанием Христа. И как семя, будучи посеяно, даёт свой плод, так и Слово Божие, будучи возвещено, плодоносит, делая любящих Бога сосудами Святого Духа, то есть святыми угодниками Божиими.

В синаксаре Недели всех святых говорится, что «многие проводили жизнь по Христу у индов, египтян и аравитян, в Месопотамии, Фригии и вверху Эвксинского моря, а также по всему Западу до самых Британских островов, проще же сказать, повсюду на Востоке и Западе», то есть везде, где было проповедано Слово Божие, имеются и те, кто угодил Богу. Также и Поместные Православные Церкви, имея каждая свою каноническую территорию, составляют все вместе единую Святую Соборную и Апостольскую Вселенскую Православную Церковь, то есть покрывают своим попечением всю Ойкумену (освоенную человечеством часть мира).

Поэтому будет неправильным мыслить, как Вы пишите, что, «христианские подвижники есть только в России и на Афоне». Помимо русских и греческих святых и подвижников благочестия, есть таковые доныне и в Грузинской, Сербской, Богарской, Польской, Румынской, Иерусалимской и иных Поместных Православных Церквях.

Если, в частности, вспомнить упоминаемого Вами иеромонаха Серафима (Роуза), подвизавшегося на Американском континенте, то там исторически сосуществуют различные Православные юрисдикции и имеются свои подвижники благочестия и даже прославленные святые. Среди последних можно назвать, например, имена иерарха русского Зарубежья великого чудотворца святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, сербских святителя епископа Мардария Либертивилльского и преподобного Севастиана (Дабовича) Джексонского, а также святителя арабского происхождения епископа Рафаила (Хававини) Бруклинского.

То же самое следует сказать и о времени явления святых. Что касается Римо-католической церкви, то мы, действительно, почитаем только тех святых, которые принадлежали к ней до её отпадения от единства с православным миром, то есть до 1054 года. После уклонения римо-католиков в ересь и раскол у них не может быть святых в подлинном смысле слова, потому что святость не достигается вне Православной Церкви. В других же Поместных Церквях, если они находятся в общении с Вселенской Православной Церковью (не путать с Константинопольским Патриархатом!), не только могут быть, но и, действительно, являются святые угодники Божии.

Второй вопрос, который Вы задаёте, – о войне на Святой Земле. Это каноническая территория Иерусалимского Патриархата. Помимо Святогробского братства, православной греческой общины, здесь издревле проживают православные арабы, есть также православные и среди евреев (хотя в современных условиях они в большинстве своём являются тайными христианами). Таким образом, безусловно, наши братья по вере на Святой Земле есть.

Святая Земля, то есть территория нынешних государств Израиля и Палестины, – это регион, где находятся святыни крупнейших монотеистических религий мира: христианства, мусульманства и иудаизма. Христианство здесь представлено не только православными – Иерусалимским Патриархатом, Русской Духовной Миссией, но и инославными – римо-католическими Латинским Патриархатом с различными монашескими орденами, экзархатами Армянской, Маронитской, Мелькитской, Сирийской, Халдейской католических церквей, кроме того – Иерусалимским патриархатом Армянской апостольской церкви, небольшими общинами коптов, эфиопов, сиро-яковитов, а также различными протестантскими деноминациями (Англиканская епископальная церковь, квакеры, методисты, пресвитериане, лютеране, евангелисты, пятидесятники, назаряне, баптисты и др.).

Борьба за обладание святыми местами имеет многовековую историю – можно вспомнить хотя бы средневековые крестовые походы. Особенно она обострилась в XIX-XX веках. До начала ХХ века политически это была территория Османской империи. В послевоенные годы в связи с образованием государства Израиль возник и до настоящего времени не затухает арабо-израильский конфликт. Все крупнейшие мировые державы имеют свои интересы в Святой Земле и часто выступают в качестве покровителей каких-либо религиозных общин (например, Россия традиционно являлась покровительницей православных, тогда как Франция – римо-католиков). Поэтому политические процессы, происходящие на Святой Земле, без сомнения, всегда связаны с религиозными взаимоотношениями.

Ну и самое главное, что нужно иметь в виду, наблюдая за современными событиями, разворачивающимися на наших глазах на Святой Земле, – это Библейские предсказания. Мы помним, что Господь предсказал разрушение Иерусалима и Ветхозаветного храма за отвержение иудеями Мессии. Это предсказание исполнилось еще в I веке н. э. Лишившись храма как единственного законного места для совершения ими богослужения ожесточившиеся в своём богоборчестве иудеи в последующие века не оставляли попыток его восстановить. В частности, такая попытка была предпринята в IV веке во время правления императора Юлиана Отступника. Господь не допустил этого, попаляя огнем рабочих, начавших восстанавливать Иерусалимский храм.

После захвата Иерусалима мусульманами, на Храмовой горе были построены исламские святыни – мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. Таким образом, в настоящее время на Храмовой горе расположены лишь религиозные святыни ислама, что является постоянным предметом раздора между мусульманами и иудеями, и одной из причин арабо-израильского конфликта вообще. В то же время ортодоксальными иудеями предпринимаются попытки восстановить на Храмовой горе третий Иерусалимский храм, в который, по их представлению, должен прийти «Машиах», т. е. Мессия. Для христиан, верующих, что Мессия есть Иисус Христос, Который уже пришел, был распят и воскрес, ожидаемый иудеями «Машиах» есть антихрист. Таким образом, любые политические и военные действия, которые направлены на передачу евреям Храмовой горы, имеют огромное значение для судеб мира, поскольку приближают приход антихриста.