• прп. Далмат Исетский • святыни монастыря • история монастыря • служба и акафист прп. Далмату Исетскому • братия • материалы
Система образования в Российской империи
Народное образование в России XVII-XVIII вв.
Первым высшим учебным заведением в России была Киевская академия, основанная в начале XVII в. В 1682 г. в Москве открылась Заиконоспасская школа, положившая начало будущей Славяно-греко-латинской академии. В 1700 г. Император Петр I основал в Москве математическую школу (математических и навигационных наук) для дворянских и приказных детей. Далее были открыты школы адмиралтейская, артиллерийская, инженерная и две горных на Урале. В 1715 г. школа навигационных наук получила название Морской академии и была перенесена в Петербург. Обе академии Морская и Славяно-греко-латинская способствовали образованию сети низших школ, учрежденных Императором Петром I в провинции. По отношению к этим школам академии играли роль учительских семинарий. Для столичных учебных заведений провинциальные школы служили подготовительной ступенью, в 1716 г. было открыто в разных городах 12 школ, в 1720-22 гг. к ним прибавилось еще 30. Новая школа обучала арифметике и геометрии и получила название “цифирной школы”. Набрано было в эти школы более 2 000 чел. из разных сословий (из духовного звания, солдатских детей, приказных, посадских, дворян и детей боярских). Большую часть составляли ученики из духовного звания. Петровская цифирная школа просуществовала до 1744 г.
Духовная школа в провинции появилась в связи с предписанием духовного регламента, обязывавшего архиереев открывать школы при архиерейских домах. За 1721-1725 гг. было открыто около 46 епархиальных школ. В последние годы царствования Императора Петра I почти каждый губернский город имел по две школы – светскую и духовную. Епархиальные школы почти в таком же количестве дожили до того времени, когда началось их превращение в семинарии (начиная с 1737 г.). Задумав основание Академии наук, Император Петр I решил присоединить к академии университет и гимназию. В первый год (1726 г.) в гимназию поступили 120 учеников, во второй – 58, в третий – 56, в четвертый – 74. Чтобы остановить быстрое падение числа учеников, начиная с 1729 г. в нее разрешили принимать детей солдат, мастеровых и даже крепостных. Дети среднего сословия сделались единственными учениками академической гимназии, так как после открытия в 1730 г. Сухопутного шляхетского корпуса дворянских детей стали отдавать в него. Ученики гимназии, как правило, ограничивались прохождением низших классов, и университет оставался почти без слушателей.
Неудачные попытки устроить общеобразовательные учебные заведения в Петербурге не остановили правительство, которое учредило подобные учебные заведения в Москве. В 1755 г. в Москве был создан университет и при нем две гимназии: одна – для дворян, другая – для разночинцев. Становясь студентом, гимназист получал шпагу и с ней дворянское достоинство, кончая университет, студент получал обер-офицерский чин. В 1758 г. в Казани были открыты две гимназии (для дворян и разночинцев). Университет в первые годы своего существования наполнялся учениками духовных семинарий и академий. Во время царствования Императрицы Екатерины II отдавалось предпочтение закрытым учебным заведениям(мужским и женским). В академической (петербургской) гимназии и в шляхетском корпусе были открыты отделения для малолетних детей 4-5 лет. При Смольном монастыре было устроено закрытое учебное заведение для дворянок и мещанок.
В 1782 г. была образована Комиссия об устройстве народных училищ. Ею был утвержден план учебных заведений, разработанный Янковичем (создателем первой русской общеобразовательной школы). В соответствии с этим планом учреждались три типа общеобразовательных школ: двухклассные, трехклассные и четырехклассные. В 26 губернских городах были открыты главные народные училища, в 1788 г. открылись училища в остальных 14 губерниях.
Будущие учителя для общеобразовательных школ готовились в открытом в 1783 г. Главном народном училище Петербурга. Для этой цели были вызваны 100 воспитанников духовных семинарий и Московской духовной академии. В 1786 г. учительская семинария отделилась от Главного училища и просуществовала до 1801 г., выпустив 425 учителей. Губернские главные училища также готовили учителей для общеобразовательных школ. Большинство учеников народных училищ составляли дети купцов, мещан и солдат.
Открывшиеся в уездных городах малые народные училища содержались местными городскими думами, которые открывали и закрывали их в зависимости от количества учащихся.
Малые и главные училища предназначались для мальчиков и девочек, но с 1782 по 1800 гг. девочек обучалось в школах всего 7%. По проекту 1770 г. планировалось в каждом селе или большой деревне открыть по одной сельской школе на 100-250 семей. Все расходы на нее возлагались на прихожан. Надзор за школой поручался священникам, преподавателями назначались дьяконы, дьячки и светские лица. При императрице Екатерине II было открыто около 12 сельских школ в разных губерниях.
Народное образование в России в ХIХ – нач. XX вв.
В 1802 г. для “воспитания юношества и распространения наук” было создано Министерство народного просвещения. А в 1803-1804 гг. – система его местных учреждений. Законом 1803 г. были учреждены шесть учебных округов: Петербургский, Московский, Виленский, Дерптский, Харьковский и Казанский (по несколько губерний в учебном округе). Каждый округ возглавлял попечитель, под надзором которого находились все учебные заведения округа. В начале XIX в. были учреждены университеты в Вильно, Харькове, Казани, Дерпте, в 1819 г. из Педагогического института был учрежден университет в Петербурге. Университеты являлись согласно своим уставам и органами управления учебными заведениями. Была создана сеть учебных заведений всесословного характера: четырехклассные гимназии во главе с директором, двухклассные уездные училища во главе со смотрителем и одногодичные приходские училища.
В 20-е гг. XIX в. в России были созданы привилегированные учебные заведения – лицеи: Царскосельский лицей, Нежинский лицей графа Безбородко, Демидовский в Ярославле, Ришельевский лицей в Одессе.
25 июня 1835 г. было издано новое положение об учебных округах, согласно которому управление учебными заведениями округа отдавалось в руки попечителя, университеты становились учебными заведениями. В 1848-1849 гг. ограничивается прием в университеты разночинцев.
Реформы 60-х гг. в области просвещения ограничили в некоторой степени влияние попечителей учебных округов на университеты, но они продолжали оставаться главными администраторами над другими учебными заведениями. Увеличение числа средних и низших учебных заведений повлекло создание губернских, уездных и городских училищных советов(закон от 14 июля 1864 г.). Советы состояли из чиновников, представителей духовенства и земских органов. Вскоре был принят новый устав гимназии, который установил принцип всесословной средней школы.
Типы учебных заведений, существовавших в России в cep. XIX – нач. XX вв. (высшие, средние, низшие).
Учебные заведения России XIX в. делились на:
- Общеобразовательные.
- Медицинские.
- Юридические.
- Технические.
- Педагогические.
- Сельскохозяйственные и лесные.
- Коммерческие.
- Военные.
- Морские.
- Духовные.
- Межевые и топографические.
- Восточных языков.
- Художественные, музыкальные и драматического искусства.
- Женские учебные заведения.
Высшими общеобразовательными учебными заведениями являлись университеты. К концу XIX в. в России (не считая Финляндии) существовало 9 университетов: Петербургский, Московский, Юрьевский, (бывший Дерптский), св. Владимира в Киеве, Новороссийский в Одессе, Харьковский, Варшавский, Томский, Казанский. После 1905 г. открылись Саратовский, Пермский, Донской (в Ростове-на-Дону) университеты. В университет принимались лица, имеющие аттестаты зрелости, окончившие восемь классов классических гимназий или выдерживающие окончательные испытания (в Томский, Юрьевский и Варшавский университеты могли поступить лица, окончившие духовные семинарии по первому разряду, если они выдержали экзамены).
Средними общеобразовательными учебными заведениями являлись классические гимназии, прогимназии (4-х классные) и реальные училища. Они были доступны для всех сословий. Курс гимназий был рассчитан на 8 лет, реальных училищ – на 6 лет. Желающие могли окончить дополнительный 7-й класс реального училища, если были намерены поступать в высшие технические учебные заведения. К концу XIX в. в России существовало 196 гимназий, а в 1912 г. – 417.
Начальное образование получали в приходских школах, земских и начальных городских училищах (с 3-х летним курсом), городских училищах по уставу 1872 г. с 6-летним курсом. Значительная часть начальных школ находилась под контролем Министерства народного просвещения, учебные заведения содержались земством, городскими общественными учреждениями и частными лицами. Начальных училищ, содержащихся земством, сельскими обществами и сословиями, было более 27 000 в 1911 г. Существовали фабричные школы для малолетних рабочих, в них обучались и дети работающих на фабриках и заводах. В 90-х гг. XIX в. существовало более 400 школ такого типа.
С начала 30-х гг. начинают возникать в России правительственные сельские школы. Они появились в селениях казенных и удельных крестьян с целью подготовки писарей для сельского управления. В 1875 г. Министерством народного просвещения стали открываться одноклассные и двухклассные сельские училища. Курс этих училищ составлял не менее 3-х лет для одноклассных и 5 лет для двухклассных. К концу XIX в. сельских училищ насчитывалось 2268.
Существовали конфессиональные школы католические, протестантские, еврейские и т.д. и так называемые инородческие школы. Общественные начальные школы, содержащиеся ведомством Св. Синода, принадлежали к двум главным типам: школы грамоты и церковно-приходские школы. Церковно-приходские школы были одноклассные и двухклассные (с 4-х летним курсом). В 1911 г. их было 37922. В ведении духовенства состояли и воскресные школы, которые учреждались в виде самостоятельных учебных заведений.
К высшим медицинским учебным заведениям относились: Клинический институт великой княгини Елены Павловны в Петербурге, Гинекологический институт при Московском университете, Бактериологический институт при Ново-Екатериненской больнице в Москве, акушерские курсы для врачей при Имперском клиническом институте в Петербурге, Курсы глазной лечебницы в Петербурге, Курсы для врачей при бактериологической станции Харьковского медицинского общества.
Врачи в России получали свое образование на медицинских факультетах (при Новороссийском университете медицинский факультет был открыт в 1896 г.), Военно-медицинской академии в С-Петербурге. Для подготовки женщин-врачей в С-Петербурге существовал женский медицинский институт. Высшее медицинское образование получали в ветеринарных институтах в Варшаве, Харькове, Казани и Юрьеве.
К средним учебным заведениям относились фельдшерские школы – 23 мужских и 13 женских, большая часть их содержалась земством. Существовали зубоврачебные школы в Петербурге, Одессе, Варшаве, Москве. Это были частные учебные заведения, для получения диплома слушатели держали экзамены на медицинских факультетах университетов или Военно-медицинской академии. Существовали 8 школ для приготовления акушерок (повивальное училище, повивальный институт, повивальная школа, акушерские курсы), 24 школы для образования “сельских повивальных бабок”, частные школы для изучения массажа и врачебной гимнастики.
Высшее юридическое образование получали на юридических факультетах университетов, Демидовском лицее в Ярославле, Александровском лицее в С-Петербурге, училище правоведения (два последних были доступны для детей привилегированных классов), Военно-юридической академии.
Высшее техническое образование в России получали в: Технологическом институте Императора Николая I в Петербурге, Московском техническом училище, Харьковском практическом технологическом институте, Технологическом институте в Томске, Рижском политехническом институте. Все эти учебные заведения находились в ведении Министерства народного просвещения. Под начало Министерства земледелия состоял Горный институт Императрицы Екатерины II (существовало 6 низших горных училищ). В ведении Министерства внутренних дел находился Институт гражданских инженеров Императора Николая I (основан в 1842 г. как строительное училище), Электротехнический институт. Под началом Министерства путей сообщения находился Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I (основан в 1810 г), Московское инженерное училище. При материальной поддержке местных обществ и крупных промышленников в Киеве и Варшаве были открыты два политехникума.
Среднее техническое образование получали в 10 средних технических училищах, половина из которых была основана после 1894 г. В 80-90-х гг. были открыты при содействии общественных учреждений и частных лиц 11 низших технических и 21 ремесленное училище, 12 “школ ремесленных учеников” для мальчиков 11-14 лет.
Для сельских местностей в 1895 г. был выработан тип низшей ремесленной школы, их существовало 15 к концу XIX в. В ведении Министерства народного просвещения существовало около 60 учебных заведений такого рода, у каждого из них был свой устав. Под началом Министерства путей сообщения состояли 32 технических железнодорожных училища, в которых получали образование преимущественно дети железнодорожников.
Педагогическое образование получали в закрытых учебных заведениях, куда принимались на казенное содержание окончившие курс гимназии или духовной семинарии – Историко-филологических институтах в Петербурге и Нежине, учительских институтах (в 1898 их было 10). В 70-е гг. XIX в. были основаны большей частью учительские семинарии. Это были открытые учебные заведения (в 1898 г. было 62 учительских семинарии и учительских школ).
К типу сельскохозяйственных и лесных учебных заведений, дающих высшее образование, относились: Московский сельскохозяйственный институт, Институт сельского хозяйства и лесоводства в Новой Александрии, Лесной институт в Петербурге, Высшие курсы по виноделию при Никитском ботаническом саду в Крыму.
Среднее сельскохозяйственное образование получали в училищах,таких училищ к началу 1898 г. было 11. В России существовали 105 низших сельскохозяйственных школ 1 и 2 разряда с 4-х летним и 2-х летним курсами, низшие лесные школы (в 1896 г. – 23) для подготовки помощников лесничих.
Коммерческие учебные заведения были средние и низшие. Средниеучебные заведения – коммерческие училища (7-ти классные и 3-х классные). Низшие учебные заведения: торговые школы, торговые классы и коммерческие курсы. Они предназначались для слушателей самого разнообразного состава и по возрасту и по положению. Коммерческие учебные заведения были сосредоточены в столицах и крупных центрах.
Высшее военное образование получали в военных академиях офицеры, прослужившие несколько лет в строю: Николаевской академии Генерального штаба, Михайловской артиллерийской, Николаевской инженерной, Александровской военной юридической. К высшим учебным заведениям относились и военные училища, которых было 8: 4 пехотных, кавалерийское, инженерное и 2 артиллерийских. Для подготовки офицеров, производящих топографические работы, существовало военно-топографическое училище. Все училища были закрытого типа, их воспитанники (юнкера) считались на действительной службе.
К средним военным учебным заведениям относились кадетские корпуса(их было 28) с 7-ми летним курсом. Существовали юнкерские училища с 2-х летним курсом, не дававшие особых прав по государственной службе, окончившие курс выпускались подпрапорщиками. Существовали: 7 пехотных юнкерских училищ, 2 кавалерийских и 2 казачьих.
Для нижних чинов существовали школы – ротные, батальонные, эскадронные, батарейные, телеграфные, понтонные и др., школы для начального обучения солдатских детей, школы писарей и др. в 1896 г. существовало 10270 низших школ такого рода.
Высшее морское образование получали в Николаевской морской академии, Морском кадетском корпусе, Морском инженерном училище Императора Николая I в Кронштадте. Существовали еще офицерские классы минный и артиллерийский, начальные школы для детей матросов, специальные школы для низших чинов: минная, комендорская, школа рулевых и т.д. Для нужд торгового флота были основаны мореходные классы числом 41. С 1989 г. мореходные классы перешли под контроль Министерства финансов.
К числу духовных учебных заведений относились: духовные академии, духовные семинарии и духовные училища.
Духовных академий было 4: Киевская, Московская, Петербургская и Казанская.
Основная масса священнослужителей получала образование в духовных семинариях, причисляемых к средним учебным заведениям (до конца 70-х гг. окончившие семинарии имели свободный доступ в высшие учебные заведения наравне с гимназистами). К концу XIX в. в России существовало 58 семинарий.
Начальное образование давалось в духовных училищах, программа которых приближалась к 4-м классам гимназии. К концу XIX в. существовало 186 духовных училища
Лютеранские пасторы готовились в Юрьевском университете на лютеранском богословском факультете. Католическое духовенство имело Римско-католическую духовную академию в Петербурге и средние – семинарии. Армянская церковь имела в Эчмиадзине духовную академию. Мусульманство получало образование в многочисленных медресе.
Межевых и топографических учебных заведений было 6: одно высшее – Константиновский межевой институт в Москве и 5 земельных училищ. Все эти учебные заведения находились в ведении Министерства юстиции.
Образование в области восточных языков получали на факультете восточных языков в Петербургском университете и Лазаревском институте восточных языков в Москве. В 1899 г. во Владивостоке был основан Восточный институт для подготовки к службе в административных и торгово-промышленных учреждениях восточноазиатской России и прилегающих к ней государств. Для поступления в институт необходимо было окончить курс в одном из средних учебных заведений.
Большая часть художественных и музыкальных учебных заведенийсодержалась частными лицами и обществами. Образование по художественной специальности получали в Академии художеств, в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств в Петербурге, Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге, Строгановском училище технического рисования в Москве, Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, рисовальных школах в Петербурге, Саратове, Харькове, Киеве, Казани.
Низшее художественное образование получали в вечерних и воскресных классах, посещаемых в основном ремесленниками. К такого рода учебным заведениям относились: начальная школа рисования при Центральном училище барона Штиглица, Классы рисования Императорского общества поощрения художеств для рабочих С.-Петербурга и его окрестностей, классы технического рисования и черчения Общества распространения технических знаний в Москве.
Музыкальное образование получали в: Петербургской и Московской консерваториях, Варшавском музыкальном институте, Придворной певческой капелле, Синодальном училище церковного пения в Москве.
Кроме того, существовали частные музыкальные школы и училища Императорского музыкального общества. Основы драматического искусства изучали в театральных училищах в Петербурге и Москве, музыкально-драматическом училище Филармонического общества, драматических курсах и курсах выразительного чтения, содержащихся частными лицами.
К высшим женским учебным заведениям относились Высшие женские курсы в С.-Петербурге, действующие по уставу 1889 г., Педагогические курсы Фребелевского общества, Женский медицинский институт в Петербурге. При некоторых институтах существовали педагогические классы, педагогические курсы С.-Петербургских женских гимназий.
Среднее образование женщины получали в женских гимназиях Министерства народного просвещения и ведомства учреждений Императрицы Марии, в институтах этого ведомства и епархиальных училищах. В 1894 г. в России было 161 женская гимназия, 176 (3-х классных или 4-х классных) прогимназий Министерства народного просвещения, 30 гимназий ведомства Императрицы Марии. В институты ведомства Императрицы Марии принимались девушки из привилегированных сословий (это были закрытые учебные заведения), в женские гимназии не существовало ограничений. Женские епархиальные училища находились в ведении Св. Синода и были предназначены в основном для дочерей лиц духовного звания. 1896 г. существовало 51 женское епархиальное училище.
Промежуточное положение между средними и высшими учебными заведениями занимали женские училища духовного ведомства, состоящие под Высочайшим Его императорского Величества покровительством (их было 13), 10 Мариинских женских училищ для низших слоев городского населения. Низшее образование девочки получали в начальных школах, где было совместное обучение, но существовали и отдельные школы для девочек.
Существовали специальные женские учебные заведения: курсы фельдшериц и лекарских помощниц, акушерские курсы, повивальные институты. К концу XIX в. в России было около 200 рукодельных, кулинарных, ремесленных, хозяйственных школ. В Петербурге существовало женское коммерческое училище, где получали специальность “ученых конторщиц”.
Документы об образовании.
Аттестат зрелости выдавался по окончании гимназии, училища, пансиона, содержал следующие сведения: фамилию, имя, отчество, сословную принадлежность, вероисповедание, дату рождения, дату поступления в учебное заведение, дату окончания, состав предметов, отметки. Состав информации мог быть и более сокращенным: имя, фамилия, отчество, происхождение, предметы курса, отметки, дата выдачи документа об образовании. Дубликаты этих документов сохранились в фондах учебных заведений.
Свидетельство (выпускное) – документ, удостоверяющий факт прохождения полного курсов высшего учебного заведения, вручался всем выпускникам и являлся допуском к окончательным испытаниям для получения диплома и связанных с ним служебных и сословных прав. Содержал информацию: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, вероисповедание, время обучения в учебном заведении, состав предметов и отметки, дата выдачи документа.
Свидетельство об окончании одного из классов гимназии (училища) – имело следующий состав информации: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, вероисповедание, дата рождения, время обучения в учебном заведении, состав предметов и отметки, место обучения до поступления в учебное заведение, дата выдачи документа.
Свидетельство об исключении из учебного заведения содержало следующие данные: фамилия, имя, имя и отчество родителя, сословная принадлежность, место проживания, возраст, дата поступления, сведения об успехах в учебе, мотивировка исключения, дата выдачи документа.
Диплом об образовании содержал следующую информацию: фамилия, имя, отчество, время обучения в учебном заведении, сословную принадлежность, вероисповедание (до 1917 г.), присвоенную квалификацию (специальность), дату выдачи диплома.
Кондуит ученика: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, вероисповедание, дату поступления в учебное заведение, успехи в учебе, замечания, место проживания, сведения о материальном обеспечении (получает стипендию, живет на средства родителей). При переводе в другие учебные заведения выписка из кондуита пересылалась в эти учебные заведения и откладывалась в личном деле ученика. В 1902 г. выписки из кондуитов выдавались на руки при поступлении в высшие учебные заведения. В 1906 г. этот порядок был отменен.
Классный журнал содержал сведения об ученике, его родителях, месте жительства, отметки.
Прошения родителей (о допуске к испытаниям в гимназию (училище), о принятии детей на обучение за казенный счет, о переводе в другие учебные заведения и т.д.) содержали данные: фамилию, имя, отчество просителя, его социальный статус, домашний адрес, фамилию, имя ребенка, его возраст.
Прошения гимназистов (студентов) по разным вопросам (о переводе, о зачислении, об определении в казеннокоштные студенты, о восстановлении после исключения и т.д.) содержали информацию: фамилию, имя, отчество, сословную принадлежность, сведения о семье, место жительства и др.
Личное дело учащегося. При определении в учебное заведение на каждого воспитанника заводилось личное дело. В нем содержались документы: выписка из метрического свидетельства, прошения, выписка из домовой книги, документы об образовании, послужные (формулярные) списки родителей (иногда) и др.
Входное свидетельство получал молодой человек, став студентом. Оно возобновлялось каждое полугодие после внесения платы за обучение. Состав информации: фамилия, имя, отчество, дата рождения, факультет (курс), сословная принадлежность.
Удостоверение учащегося. Выдавались в учебных заведениях, содержали информацию: фамилия, имя, сословная принадлежность, вероисповедание, возраст, класс учебного заведения.
Списки. Составлялась масса разнообразных списков учащихся по классам (курсам), выпущенных из гимназии (училища) и т.д. В них содержалась информация: фамилия, имя, отчество, возраст, в ряде списков указывались фамилия, имя, отчество родителей, класс, курс.
Списки учеников, выпущенных из гимназии с правом получения классного чина. Составлялись с 1842 г., в них сообщалось: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, возраст, время окончания гимназии.
Списки бедных учеников. В них сообщались сведения об ученике, его родителях, возрасте ученика, вероисповедании, классе, успехах, поведении, времени поступления в гимназию, на чей счет содержится.
Именная ведомость (годичная) об учениках. Составлялась по отделениям, классам, курсам. В ней сообщались данные: имя, фамилия ученика, место жительства, имена, фамилии родителей, их звание, чин, возраст ученика, дата поступления в учебное заведение, сведения об успеваемости, куда поступили учиться, кто на какое содержание. Составлялись именные ведомости об учениках, окончивших курс по годам, месяцам.
Ведомости о выбывших из гимназий учениках до окончания курса. Содержали информацию: фамилия, имя ученика, сословная принадлежность, возраст, время выбытия из гимназии, по какой причине, сколько классов окончил. Начиная с 1837 г. в канцелярии учебных округов поступали еженедельно, с 1851 г. – полугодовые. До 1887 г. один экземпляр этой ведомости направлялся в Министерство народного просвещения.
Ведомости о выбывших из учебных заведений воспитанниках из дворян, подлежащих обязательной службе. На основании указа Сената (1852) воспитанники гимназий из дворян западных губерний обязаны были поступать на военную или гражданскую службу. Действовал этот указ до 1856 г. Состав информации: фамилия, имя, сословная принадлежность, вероисповедание, возраст, с какого курса убыл.
Ведомости о способностях, поведении и образе мыслей учеников, оканчивающих курс гимназий и намеренных поступать в университет. В них сообщались сведения: фамилия, имя, возраст, вероисповедание, сословная принадлежность, время поступления в гимназию, место жительства. Кроме этого, требовалось сообщать об участии родственников в политических беспорядках, любимых занятиях и т.д.
Алфавитные списки студентов. До 60-х гг. XIX в. эти списки имели название “именные ведомости об учащихся”. Составлялись в университетах, институтах, лицеях, присылались в учебные округа. В них содержались сведения о каждом студенте: фамилия, имя, возраст, вероисповедание, сословная принадлежность, время поступления, место жительства, где получил подготовительное образование. С 1874 г. фамилии студентов размещались по алфавиту в пределах факультета и семестра. С 50-х гг. в ведомость была внесена графа о национальности студентов иностранного происхождения. В 80-е гг. в “Алфавитные списки” добавились данные: отметки о стипендиях, пособиях и освобождении от платы за учение.
Ведомости о поведении. С 1834 г. представлялись в канцелярию округа. В инструкции инспектору студентов (1835) эти ведомости получили название “Кондуитные списки”. В них содержались сведения: фамилии, имена студентов, время пребывания в университете, их поведении, исполнении “обязанностей в посещении лекций и церкви”. В 1850 г. в формуляре “Кондуитных списков” было уменьшено число граф, содержались данные: имена и фамилии студентов, их поведение.
Донесение о смерти ученика, поступающее в учебное заведение от родителей. Содержалась информация: фамилия, имя умершего ученика, дата смерти, сведения о родителях (фамилия, имя, место службы).
Циркуляры об исключении студентов и учеников из учебных заведений. В них сообщались фамилии, имена студентов, их сословная принадлежность, год рождения, причины увольнения.