• прп. Далмат Исетский • святыни монастыря • история монастыря • служба и акафист прп. Далмату Исетскому • братия • материалы
Флаг Российской империи
В древности вместо слов “флаг” и “знамя” употреблялось слово “стяг”. Выражение “поставить стяг” означало построение дружины к битве. Стяг “стягивал” витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. На его защиту ставили стяговников-богатырей.
По стягу судили о ходе битвы. Стяг “простирашася яко облацы” – значит, бой идет успешно. Падение стяга говорило о бедственном положении войска, о том, что враги “досекошася до стяга, и стяг подсекоша”. Наши летописи чрезвычайно лаконичны и скупы на подробности. Тем не менее, в них отмечались даже потеря части стяга и смерть стяговника: “челку стяговую соторгоша”, “стяговника нашего потяти”.
Примечательно и происхождение слова “знамя”. “Знамениями” называли изображения православных святынь. После того, как на стягах стали изображать св. Георгия и другие святые лики, они превратились в “знамения”, а затем в “знамена”.
Единого национального флага в допетровской Руси не существовало. С древних времен на знаменах великих князей изображались святые, лики Христа и Богородицы.
На протяжении многих веков русскую армию осеняли красные знамена. Еще в Х в. витязи Святослава Великого бились под красными стягами. В одной из древних рукописей сохранились их изображения. Полотнища стягов были клиновидной формы, а навершия – в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста.
Три века спустя армия Дмитрия Донского вышла против полчищ Мамая. На Куликовом поле над русской армией реяло огромное красное знамя с изображением образа Нерукотворного Спаса.
По сути, такого же цвета и с таким же образом было полковое Большое знамя Ивана Грозного. В 1552 г. русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552 г.) говорится: “и велел Государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный, и наверх водружен животворящий крест, иже бе у прародителя его, Государя нашего, достохвалного Великаго князя Дмитриа на Дону”.
Знамя Ивана Грозного полтора века сопровождало русскую армию. При Царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Императоре Петре I – в Азовском походе и на войне со шведами.
В Лицевом летописном своде помещено изображение знамени Ивана Грозного в Казанском походе – раздвоенное белое с изображением Спаса и восьмиконечным крестом над ним. По другим данным знамя (вероятно полковое) было красным с изображением Спаса.
Хорошо известен так называемый “Великий стяг” Ивана Грозного. Это полотнище в виде трапеции (с откосом). У древка на лазоревом поле изображен Святой Михаил на коне. На откосе “сахарного” цвета изображен Христос. Знамя имеет кайму “брусничного цвета”, у откоса дополнительно кайма “макового” цвета.
В 1612 г. над ополчением, вышедшем из Нижнего Новгорода к Москве, развевалось знамя князя Дмитрия Пожарского. Оно было малинового цвета и на одной своей стороне несло образ Господа Вседержителя, а на другой – архангела Михаила. Народное ополчение под предводительством Косьмы Минина и Дмитрия Пожарского положило конец Смуте, освобождению от польско-литовского ига и освободило Москву от захватчиков. Враги и предатели России были изгнаны, а русская государственность восстановлена. Знамя князя Пожарского по наступлении мирного времени было помещено в церкви и почиталось наравне с иконами. В грозный год наполеоновского нашествия со знамени Пожарского была сделана точная копия и вручена Нижегородскому ополчению.
Религиозные сюжеты изображались и на других царских знаменах. На алом знамени Царя Алексея Михайловича, например, изображался лик Спасителя.
Со времен Царя Алексея Михайловича начали изготавливать “гербовые знамена”, первое такое знамя было белым с широкой красной каймой, в центре изображался золотой двуглавый орел и гербы подвластных Царю земель, на кайме размещалась легенда (автор герба Станислав Лопуцкий). В описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666-1667 гг. сказано: “В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него “Царь на коне колет копием змия”.
Россия до Царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени. Русские люди в разных обстоятельствах использовали разные символы, чтобы выразить свою народную, русскую сущность – хоругви, иконы, казачьи бунчуки, знамена стрелецких полков и т.д. По всей видимости, не было насущной потребности в подобном символе; его функции выполнял герб государства Российского – двуглавый орел. Из подобных символов вырос и русский государственный флаг, а оформился он при Царе Алексее Михайловиче.
В ответ на предложение персидского шаха вывозить шелк в Европу водным путем через Россию Царь указал “… для посылок из Астрахани в Хвалынское (Каспийское) море сделать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове и то корабельное дело ведать… боярину А. Л. Ордину-Нащокину”. Менее чем через год, 19 мая 1668 г., дединовские мастера Яков Полуэктов и Степан Петров вместе со своими плотниками и кузнецами спустили на воду первый русский военный корабль “Орел”. По царскому указу кораблю надлежало иметь государственный флаг. Царь Алексей Михайлович определил внешний вид флага не по подобию флагов других европейских морских держав, как это утверждается некоторыми историками, а по подобию стрелецких знамен, которых в то время в России было великое множество.
В книге “Корабельные флаги” Карла Алярда, изданной в Амстердаме еще в 1695 г., этот флаг описан так: “флаг Московский, определен синим крестом, первой и четвертой квартиер белой, второй и третий красной”.
Флаг Царя Алексея Михайловича глубоко символичен. В его основе лежит Крест. Таким образом, этот флаг указывает на миссию России во вселенной, как на последнего носителя истинной веры – православия. Он рождался постепенно, выходя из монашеских келий, оформляясь первоначально в идее Третьего Рима, а затем воплощаясь в конкретные, зримые символы.
Этот флаг представлял Россию значительный период исторического времени, и не только на торговых кораблях, но и на дипломатических представительствах, в армии, а позже и на аэропланах Первой Мировой войны.
Несмотря на то, что Император Петр I разработал за свою жизнь огромное количество флагов (различные варианты Андреевского флага, штандарты «Царя Московского и Императора Всероссийского», варианты гюйсов и проч.), государственный флаг Российской Империи им так и не был установлен. Преемники Императора Петра I почти полтора века продолжали эту «традицию»: несмотря на широкое использование в быту русского бело-сине-красного триколора, юридически его статус в качестве флага Российской Империи не был установлен.
В 1858 г. в царствование Императора Александра II председатель геральдической палаты Российской Империи барон Кене обратил внимание Государя на то, что цвета государственного флага России не совпадают с цветами государственного герба (что шло вразрез с правилами немецкой геральдики). Несмотря на то, что в действительности цвета русского флага соответствовали цветам центрального, древнейшего изображения государственного герба Империи, а именно — герба Москвы, барону Кене удалось убедить Императора в необходимости создания нового флага. Не исключено, что на решение принять черно-желто-белый флаг в качестве государственного флага Российской Империи повлияло то обстоятельство, что еще одна империя того времени — Австрийская — использовала сходный флаг, представлявший собой черно-желтое полотнище (цвета Священной Римской империи германской нации XV—XIX вв.).
Указом Императора Александра II от 11 июня 1858 г. был введен черно-желто-белый «флаг гербовых цветов»: «Описание Высочайше утвержденного рисунка расположения гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях. Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют черному государственному орлу в желтом поле, и кокарда из сих двух цветов была основана Императором Павлом I, между тем как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во времена царствования Императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и Императрицы Екатерины II; Император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 г., соединил правильную гербовую кокарду с древней Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в московском гербе». Указ утвержден Сенатом по докладу министра императорского двора графа В. Адлерберга.
Однако российское общество не принимало этот новый символ государственной власти: в сознании русских черно-желтые цвета ассоциировались с Австрией и правящим там домом Габсбургов. В Империи параллельно существовало два флага: черно-желто-белый — национальный «де-юре» и бело-сине-красный — национальный «де-факто», причем предпочтения населения повсеместно отдавались последнему.
Император Александр III, славянофил, во время коронации обратил внимание на контраст в Москве: Кремль был украшен и вся процессия одета в бело-желто-черное, а в городе преобладали бело-сине-красные цвета. Была назначена комиссия из авторитетных лиц под председательством генерал-адъютанта адмирала К. Н. Посьета. Комиссия вынесла следующее решение: «Бело-сине-красный флаг, учрежденный Императором Петром Великим, имеет за собой почти 200-летнюю давность. В нем замечаются и геральдические данные: московский герб изображает белого всадника в синем плаще на красном поле. Подтверждением этим цветам служат и флаги в военном флоте: 1-я линия обозначается красным, 2-я — синим и 3-я — белым флагом с Андреевским крестом в крыже. Контр- и вице-адмиральские флаги соответственно имеют красную и синюю полосы, наконец, гюйс составлен из цветов: белого, синего и красного. С другой стороны, бело-желто-черный цвета ни исторических, ни геральдических основ за собой не имеют». — На основании решения комиссии адмирала Посьета национальным флагом был высочайше утвержден бело-сине-красный.
28 апреля 1883 г. (7 мая 1883 г. это решение было включено в Собрание узаконений Российской Империи) Императором Александром III было издано «Повеление о флагах для украшения зданий в торжественных случаях», предписывавшее использовать исключительно бело-сине-красный флаг. Черно-желто-белый с этого момента считался династическим флагом царствующего Дома Романовых. Согласно другим данным, противоречащим данному утверждению, бело-сине-красный флаг высочайше утверждается Императором Александром III лишь «для коммерческих судов».
Император Николай II в 1896 г. окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской Империи.
С началом Первой мировой войны в 1914 г. для поднятия патриотизма населения особым циркуляром министерства иностранных дел был введен дополнительный имперский флаг «для употребления в частном быту». Он отличался от государственного флага Империи желтым квадратом с черным двуглавым орлом (композиция, соответствующая дворцовому штандарту Императора). Орел изображался без титульных гербов на крыльях, квадрат перекрывал белую и около четверти синей полосы флага. Однако этот флаг не получил распространения; вопреки распространенному заблуждению он никогда не был государственным флагом Российской Империи. Новый флаг не вводился как обязательный, его использование лишь «разрешалось». Символика флага подчеркивала единение Царя с народом.