В газете «Шадринские епархиальные ведомости» № 9 (31) за сентябрь-октябрь 2023 г. помещены ответы духовника епархии игумена Варнавы (Аверьянова) на вопросы читателя

​В очередном номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за сентябрь-октябрь 2023 г. на стр. 4 в разделе «письма читателей» под заглавием «Вопрос священнику» помещены ответы на вопросы читателядуховника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова):

1. В 1-й книге Паралипоменон в 21 главе написано, что царь Давид сказал Иоаву и начальствующим в народе: «Пойдите исчислите израильтян от Вирсавии до Дана». И не угодно было в очах Божиих дело сие, и Он поразил Израиля. Скажите, пожалуйста, не является ли в связи с этим вообще любая перепись населения греховным делом? 

2.Можно ли использовать на службе и класть на аналой для поклонения икону, писанную с обеих сторон доски?

С уважением, иерей Виктор Сысолятин, с. Боровское

Уважаемый о. Виктор! Постараюсь ответить на Ваши вопросы.

1. Перепись населения сама по себе не является греховным делом. Подтверждением тому может служить пример участия праведного Иосифа Обручника и Приснодевы Марии в переписи, проводимой в Иудее римским легатом Квиринием по повелению Кесаря Августа (Лк. 2:1-5). Кроме того, в Ветхом Завете Бог Сам дважды повелел Моисею провести перепись (Числ. 1:1-3; 26:1-4). 

Не угодной Богу была именно та перепись, которую произвёл Давид (1 Пар. 21:1-2). Знаменательно, что в тексте Св. Писания имеется явное указание по этому поводу: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян». Причины греховности произведённой Давидом переписи заключаются в том, что у ней не было никакого благословенного оправдания. Её проведение – свидетельство гордыни, от которой не был избавлен и такой великий святой как пророк Давид. 

В древности переписи могли производиться обычно по двум основным причинам. Во-первых, чтобы узнать, сколько человек можно призвать в случае военных действий, а во-вторых, чтобы знать, сколько налогов и податей можно собрать с той или иной территории. Во времена Давида не было регулярного налогообложения, его благосостояние держалось главным образом на военной добыче, на подношениях и дани окрестных народов. Что касается военной мощи, то Св. Писание неоднократно свидетельствует, что Сам Господь обеспечивал израильтянам победу. Нередко количество войска даже сокращалось перед сражением по указанию Божию, для того чтобы именно Божия победа была явлена для всех. Таким образом, проводя перепись, Давид как бы декларировал упование не на помощь Божию, а на собственные силы, что и было предосудительно.

2. Как правило, икона изображается на лицевой стороне доски или какой-то иной поверхности, а на тыльной стороне могут быть специальные приспособления – шпонки, служащие для укрепления иконной доски, либо тыльная сторона покрывается «рубашкой» из ткани и т. д. 

Намного реже, но всё-таки встречаются двусторонние иконы. Самый распространённый пример – так называемые запрестольные или выносные образа, или хоругви, которые имеются в каждом храме и используются во время крестных ходов. Кроме того, такие известные и почитаемые чудотворные иконы Божией Матери как Феодоровская и Владимирская также являются двусторонними. На оборотной стороне Феодоровской иконы находится образ великомученицы Параскевы. У Владимирской в XV веке на обороте написан символический образ «Этимасия» – престол, уготованный Господу, с лежащими на нем орудиями страстей Иисуса Христа (крест, терновый венец, гвозди, копье и губка, смоченная в уксусе). В древности там помещалось другое изображение, предположительно, святителя Николая.

В храме двусторонние иконы устанавливают в алтаре за престолом, откуда выносят во время крестных ходов, тогда становятся видны оба изображения. Они могут стоять и в самом храме в специальных киотах, как, например, большой образ XI века Богоматери Одигитрии со св. Георгием на обороте из Успенского собора Московского Кремля. А вот знаменитые иконы-«таблетки» XV века из Софийского собора в Новгороде с праздниками на одной стороне и фигурами святых на другой использовались в качестве минейных. Их выкладывали для поклонения на аналой в соответствующие дни церковного года. Судя по этой практике, можно сделать вывод о допустимости класть на аналой для поклонения икону, писанную с обеих сторон доски.

На стр. 2 в номере газеты помещена статья «Богословие для монашествующих», в которой представлена информация о посещении Курганской митрополии выездной экспертной группы Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви с целью определения готовности к открытию курсов базовой подготовки в области богословия на базе Успенского Далматовского мужского монастыря. 

На стр. 7 перепечатана статья Ольги Аксентьевой из районной газеты «Далматовский вестник» о плетении сетей для участвующих в специальной военной операции российских военнослужащих жителями г. Далматово.