В газете «Шадринские епархиальные ведомости» № 11 (33) за декабрь 2023 г. помещены ответы духовника епархии игумена Варнавы (Аверьянова) на вопросы читателей

В очередном номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за декабрь 2023 г. на стр. 4 в разделе «письма читателей» под заглавием «Вопрос священнику» помещены ответы на вопросы читателей духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова):

​Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, почему Церковь категорически не приемлет влияние звезд на характер и судьбу человека и в связи с этим разные гороскопы? Ведь волхвы пришли к месту рождения младенца Христа именно по Вифлеемской звезде.

С уважением, Андрей, студент. г. Шадринск.

Здравствуйте, уважаемый Андрей! Прежде всего, хотелось бы уточнить, что Вифлеемская звезда, указавшая волхвам путь к родившемуся Богомладенцу Христу, не была обычным небесным телом. Святитель Иоанн Златоуст, например, считал, что это была невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца?» Святитель Василий Великий в «Слове на Рождество Христово» говорит: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те звезды, которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями. Она слушалась чьих-то приказаний, служила кому-то и появлялась ради кого-то». Также и блаженный Феофилакт Болгарский прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».

Что же касается влияния звёзд на характер и судьбу человека, я бы отметил следующее. Человек является частью видимого мира и мир, конечно, оказывает на него влияние. В этом смысле можно признать воздействие небесных тел на жизнь человека. Но человек помимо телесного состава обладает и бессмертной душой. Поэтому на него действуют не только физические факторы, но и, что важнее, духовные. Созданный по образу Божию, человек наделён Творцом разумом и свободой. Именно свобода не позволяет говорить о предопределённости действий человека извне, в том числе и расположением небесных светил. Сама этимология слова «судьба» говорит нам о том, что происходящее с человеком в течение его земной жизни, это не предопределение, а «суд Божий». Поэтому ложь астрологических гороскопов заключается в игнорировании свободы человека и действия на него Божественной благодати.

Благословите, отец Варнава! Скажите, пожалуйста. Как православному христианину подобает встречать Новый год? Что позволительно вкушать?

Илья. г. Далматово.

​Бог благословит, уважаемый Илья! Вы, насколько я понимаю, спрашиваете о гражданском Новом годе. Проблема в том, что православный христианин вынужден жить как бы в двух параллельных мирах – Церкви как «ковчеге спасения» и светском обществе как «житейском море». Принципы существования, нормы поведения и идеалы этих двух сообществ очень часто не только не совпадают, но и противостоят друг другу. Проявляется это даже и в календаре. Нынешний светский календарь, следующий григорианскому летоисчислению, не совпадает с юлианским, по которому живёт большая часть Православных поместных Церквей. Также и празднование Нового года 1 января, установленное в России императором Петром I в 1700 г., не совпадает с церковным Новолетием, совершаемым 1 сентября по старому стилю (14 сентября – по новому).

Церковь всегда видит в видимом мире действие Творца. Цикличность, повторяемость, как физических явлений (времен года), так и церковных праздников указывает нам на жизнь «будущего века», то есть вечность. Новолетие – это очередной рубеж на нашем пути в Царствие Небесное. Поэтому в этот день обычно служится особый молебен на Новолетие, в котором Церковь призывает верующих, прежде всего, поблагодарить Господа за Его благодеяния, на нас бывшие в прошедшем году, простить совершённые нами прегрешения, а затем испросить благословение на наступающий год. Церковное Новолетие является малым Господским праздником.

​Гражданский Новый год в строгом смысле праздником для верующего не является, более того, выпадает всегда на Рождественский пост. Однако, поскольку в миру это один из главных и любимых праздников, заменяющих, если так можно выразиться, еще с советских времён Рождество Христово, верующий человек вынужден как-то к этому относиться, особенно, если рядом с ним его неверующие родные, близкие, коллеги. Для неверующих наших собратьев непременной составляющей новогодних торжеств является обильная трапеза. Верующему желательно, конечно, не нарушать пост или, если это затруднительно, хотя бы воздержаться от мясной и молочной пищи.

В рубрике «новости епархии» на стр. 2 помещена статья «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников», информирующая о проводившемся 8 декабря 2023 года в г. Екатеринбурге круглом столе с участием Преосвященных, игуменов, игумений и монашествующих епархий, расположенных на территории Уральского федерального округа, на тему: «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях». В рамках данного мероприятия председатель Комиссии по канонизации святых Шадринской епархии игумен Варнава (Аверьянов) выступил с докладом «Почитание подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в монастырях Шадринской епархии».