К дню памяти прп. Далмата Исетского в районной газете «Далматовский вестник» вышла тематическая страница «Православие» с материалами о святынях Успенского Далматовского монастыря.

​В районной газете «Далматовский вестник» в течение года традиционно появляются тематические страницы «Православие» с материалами из церковной жизни Далматовской обители и приходов Далматовского муниципального округа. Страница «Православие» выходит по благословению наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова).

Газетная страница в номере от 3 августа 2023 года, подготовленная М. С. Чебыкиной по информации, предоставленной наместником монастыря, содержит материалы, посвященные описанию главных святынь Далматовской обители, текущих событий монастырской жизни и расписание богослужений на предстоящую неделю. Газета вышла накануне дня празднования обретения честных мощей прп. Далмата Исетского.

Под рубрикой «Дата. 6 августа – день обретения мощей преподобного Далмата Исетского» помещена статья «Главная святыня обители» о чудотворной Далматской иконе Успения Божией Матери:

«Главной святыней Далматовского монастыря была находившаяся в Успенском соборе икона Успения Божией Матери – чудотворный образ, прославившийся в XVII веке. Икона принадлежала преподобному Далмату, основателю Успенской обители, поэтому получила наименование Далматской. В соборной церкви монастыря хранился чудотворный образ, а в Скорбященском храме – точная копия.

После революционных событий 1917 года были утрачены как древняя икона, так и позднейший список. Не найдены они до сих пор. Да и мощи старца Далмата, будь они обретены в XIX в., вернее всего, едва ли сохранились бы до наших дней.

Только в 1994 году удалось обрести мощи преподобного Далмата Исетского, которые с того времени стали главной святыней монастыря. В 2013 году состоялось общецерковное прославление нашего святого. Преподобный Далмат Исетский широко почитается не только на Урале. Краткое сказание о его жизни переведено на сербский язык. В Свято-Германовском братстве в Америке составлен ему тропарь на английском языке. Почитают старца Далмата старообрядцы. В Далматовской обители ведутся записи свидетельств паломников и местных жителей о благодатной помощи и исцелениях по молитвам к преподобному Далмату. И сейчас идут и едут к нему многочисленные богомольцы, получающие по своей вере духовное утешение и помощь».

В заметке «Частицы святых мощей» говорится о монастырских мощевиках: «Кроме мощей преподобного Далмата Исетского, в монастыре имеется более ста частиц мощей угодников Божиих. Каждая частица заключает в себе благодать святого. Это частицы мощей преподобных отцов Киево-Печерских, а также преподобных старцев Оптинских, Ростово-Ярославских, Дивеевских, Пензенских, Санаксарских Киевских, Черниговских, Харьковских, Одесских, Почаевских, Екатеринбургских святых».

Статья «Торжество Богородицы» повествует о находящемся в Скорбященском храме старинном списке Порт-Артурской иконы Божией Матери: «Еще одна из святынь Далматовского монастыря – икона «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская). Ее пожертвовал обители житель г. Кургана. Он рассказал, что когда стал ломать старый дом в селе Частоозерье, то на чердаке обнаружил сей образ, бережно заключенный в ящик. Будучи верующим, он решил пожертвовать икону в самое благочестивое, по его мнению, место – Далматовский монастырь.

По периметру иконы имеется надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей». Анализ деталей иконы и имеющейся информации позволяет сделать вывод: список написан в период с марта по октябрь 1904 года, ещё до указания Святейшего Синода о запрещении копирования. Относится к редчайшим сохранившимся копиям. Всего известно о существовании девяти списков Порт-Артурской иконы, три из которых находятся в пределах Курганской области (в Далматово, Мишкино и Кургане)».

В рубрике «Из истории монастыря» представлен материал «Реликвии преподобного» о хранящихся ныне в монастыре кольчуге и шлеме:

«По преданию, шлем и кольчуга являются подарком старцу Далмату от хозяина земель, на которых впоследствии возник монастырь, тюменского ясачного татарина Илигея. Желая убить пришельца, Илигей с толпой сородичей в середине XVII в. прибыл на Белое Городище, где незадолго до этого Далмат ископал себе пещеру для подвигов пустынножительства. В сонном видении иноверцу явилась Божия Матерь, строго запрещая причинять какой-либо вред монаху и повелевая отдать ему землю для устроения будущей обители. Воинские доспехи как раз и стали знаком уважения Илигея к безоружному подвижнику, бывшему до принятия монашеского пострига воином – казачьим атаманом из сословия детей боярских и городничим в городе Тобольске.

После кончины преподобного Далмата шлем и кольчуга хранились на его гробнице в усыпальнице при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Богомольцы, приходящие на поклонение гробу Далмата, считали своим непременным долгом надеть эти вещи и помолиться в них, искренно веря, что одежды Далмата исцеляют от слабости, а шишак от головной боли, а новобранцы надевали на себя кольчугу перед отправкой на службу.

После разорения монастыря в 1930-е годы реликвии не пропали, а были переданы в Свердловский областной краеведческий музей. К сожалению, сейчас они не могут быть возвращены монастырю, так как включены в музейный фонд Российской Федерации. Однако уже пятый год они экспонируются в Скорбященском храме обители в витрине рядом с мощами преподобного, согласно ежегодно продлеваемым договорам, заключенным между монастырем и музеями Свердловской области.

Возвращение музейных предметов – реликвий преподобного Далмата для длительного экспонирования в Успенский Далматовский мужской монастырь является отрадным примером сотрудничества и возможности достижения взаимопонимания между музейным сообществом и Церковью».

Текущим событиям монастырской жизни и грядущим знаменательным датам посвящены три небольшие заметки.

«Фильм о монастыре. Съёмочная группа ВГТРК Курган поработала в Далматовском монастыре, отсняв сюжеты для фильма о развитии туризма в Зауралье. Они взяли интервью у наместника обители игумена Варнавы (Аверьянова), отсняли интерьеры Успенского и Скорбященского храмов, побывали в усыпальнице преподобного Далмата Исетского, в часовне-купальне на источнике, монастырской трапезной и посмотрели производственный процесс в монастырской кузнице».

«Памяти настоятеля. Строительство Успенского собора на территории Далматовской обители было начато с Димитриевского храма. В пристрое к нему с западной стороны после своей кончины был похоронен сын преподобного Далмата архимандрит Исаак (Мокринский), являвшийся настоятелем Далматовского монастыря в течение нескольких десятков лет. В 2024 году исполняется 300 лет со дня его кончины. Так как в советское время могила была разорена, в процессе реставрации Успенского собора предполагается восстановление усыпальницы архимандрита Исаака».

«Благоустройство усыпальницы. Ведутся работы по благоустройству усыпальницы преподобного Далмата в Скорбященском храме монастыря. Уже установлены три витрины, в которых устроена экспозиция из старинных вещей, найденных на территории монастыря и, особенно во время обретения мощей основателя обители – это различные монеты, крестики, береста из гроба и часть обуви старца Далмата. Кроме того, предполагается восстановить деревянную гробницу преподобного, расписанную сценами из его жития».