В газете «Шадринские епархиальные ведомости» № 10 (32) за ноябрь 2023 г. помещён ответ духовника епархии игумена Варнавы (Аверьянова) на вопрос читателя и статья о престольном празднике
В очередном номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за ноябрь 2023 г. на стр. 6 в разделе «письма читателей» под заглавием «Вопрос священнику» помещён ответ на вопрос читателя духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова):
Недавно на официальном уровне в научном сообществе была полностью развенчана эволюционная теория Дарвина. Компьютерной нейросетью на основании томографии черепа был достоверно восстановлен внешний облик неандертальца, И, оказалось, что он выглядит абсолютно, как мы с Вами! И никогда не был обезьяноподобным! С опубликованием эволюционной теории Дарвина в 1859 году эволюционистски настроенные антропологи всегда рассматривали неандертальцев как обезьяночеловека. Причем эволюционизм вцепился в неандертальца поистине «железной хваткой». Ведь хомо сапиенсвсе прочие «обезьяночеловеки» или оказывались подделками, или рассыпались под критическим анализом ученых-скептиков, допускавших различные версии интерпретации скудных археологических находок. (Например, ученые пришли к выводу, что так называемый «человек прямоходящий» (Homo erectus), или питекантроп, которого прежде считали предком современного человека, на самом деле жил одновременно с Homo sapiens, не является звеном эволюции, а пилтдаунский человек – подделка). Поэтому неандертальцы стали появляться во многих эволюционистских книгах как волосатые, обязьяноподобные дикари, пугающие своим монстрообразным видом цивилизованного человека. Сейчас же рухнуло это последнее заблуждение в сообществе атеистов.
Но мне, как верующему человеку, очень интересно, а что из Библии можно соотнести с неандертальцами? Известно, что эта линия людей не смогла продолжить свой род главным образом по причине мертворождения детей. Кем в библейском смысле были неандертальцы? Потомками Каина? И кем были в таком случае наши предки Homo sapiens, потомками Авеля?
С уважением, преподаватель Сергей Александрович. г. Шадринск.
Здравствуйте, уважаемый Сергей Александрович!
Вопрос, который Вы задаёте, насколько я понимаю, не частный, но уходит своими корнями в проблему соотношения веры и разума, науки и религии. Господь наделил человека разумом для исследования окружающего его видимого мира. Однако разум имеет свои пределы, подобно тому, как и человек является существом ограниченным. Более того, по грехопадении разум человека еще и повреждён его страстным состоянием. Связь же с невидимым и всеведущим Творцом человек осуществляет через веру. Вера хотя и не отвергает разумных обоснований, однако, в них особенно не нуждается, поскольку не на них зиждется.
Вопрос о происхождении собственных предков и окружающего его мира не может не интересовать мыслящего человека. В древних культурах и религиях известны разные варианты космогоний и антропогоний. Претендующая на объективность наука также предлагает собственные концепции и модели. Некоторые из них, как например, теория Дарвина, становятся даже некими мифологемами общественного сознания. Такие якобы «научные» теории не просто предлагают объяснение происхождения человека, но и покушаются на мировоззренческие принципы, отвергая, в частности, христианское учение о сотворении человека Богом.
К сожалению, нередко люди смешивают научные факты и научные теории. Последние, как правило, имеют в своём основании некие недоказуемые принципы, постулаты. Иногда они явны, но по большей части, скрыты, подразумеваемы. И это переводит их в разряд философских построений, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть через науку. К счастью, как Вы отмечаете, сами научные факты всё более и более опровергают «научность» подобных дарвинизму построений.
Христианство в Священном Писании предлагает Богооткровенные истины о творении мира и человека. Но важно помнить, что книга Бытия, где описывается процесс творения Богом мира в течение шести дней – это не учебник по природоведению. Писание раскрывает нам принципы, духовные законы творения, а не фиксирует последовательность событий в виде репортажа. Толкование на «шестоднев» давали и святые отцы. Но, как пишет наш современник, подвижник благочестия иеромонах Серафим (Роуз) († 1982) в своей работе «Православный взгляд на эволюцию», «современная наука, когда имеет дело с научными фактами, обычно действительно знает больше, чем святые Отцы, и святые Отцы вполне могли ошибаться насчет научных фактов; мы не научных фактов ищем у святых Отцов, а истинного богословия и истинной философии, основанной на богословии».
Поэтому Ваш вопрос о том, можно ли в Библии усмотреть какие-то указания на то, кем были неандертальцы, на мой взгляд, несколько риторичен. Да, действительно, есть современные богословы, например, протоиерей Стефан Ляшевский, которые считают неандертальцев потомками Каина. Однако, это его частное богословское мнение. Полагаю, что вряд ли возможно на этот вопрос дать однозначный ответ.
На стр. 2 этого же номера в рубрике «Новости епархии» помещена статья «Всех скорбящих Радость», в которой представлена информация о престольном празднике в Успенском Далматовском мужском монастыре.