Молебен сщмч. Стефану Хитрову в день его памяти отслужил председатель епархиальной Комиссии по канонизации святых иг. Варнава (Аверьянов) на месте Покровского храм в с. Тропино, где служил святой

В день памяти сщмч. иерея Стефана Хитрова председатель Комиссии по канонизации святых Шадринской епархии, наместник Успенского Далматовского мужского монастыря игумен Варнава (Аверьянов) отслужил молебен святому и акафист новомученикам и исповедникам Церкви Русской у памятного знака, установленного на месте разрушенного Покровского храма с. Тропино Далматовского муниципального округа, где с 1903 по 1906 гг. служил псаломщиком и диаконом о. Стефан.

​После совершения молебна, акафиста и заупокойной литии игумен Варнава побеседовал с местным жителем Петром Фёдоровичем Тропиным, ухаживающим за памятником на месте разрушенного храма. Вместе с игуменом Варнавой молился, алтарил и совершал фотосъёмку насельник Далматовской обители послушник Феодор Воропаев.

Священномученик иерей Стефан Григорьевич Хитров (7 апреля 1851 – 5/18 августа 1918) родился в с. Гуляевском Ирбитского уезда в семье священника. По окончании первого класса Пермской духовной семинарии в 1869 г. он был определен на должность псаломщика в Дмитриевскую церковь с. Таушканского Камышловского уезда. 16 мая 1871 г. Преосвященнейшим Вассианом, епископом Екатеринбургским, был посвящен в стихарь, а через два года переведен по прошению на служение в Богоявленскую церковь с. Краснослободского Ирбитского уезда. 14 июля 1882 г. он был посвящен в сан диакона Преосвященнейшим Нафанаилом, епископом Екатеринбургским. Незадолго до этого Стефан Григорьевич женился на девице Марии Серафимовне; у них родились двое детей – Николай и Глафира. После многих лет служения в с. Краснослободском о. Стефан был переведен с семьей в с. Тропинское Шадринского уезда и назначен на псаломническое место в церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Поддавшись революционной стихии во время революции 1905 г., о. Стефан опубликовал в газете статью вольного содержания, направленную против церковного начальства. За это «слово свободы» он был наказан семью годами монастырского покаяния в г. Верхотурье. После окончания срока епитимьи о. Стефана рукоположили в сан священника и направили на служение в Успенскую церковь с. Медный рудник Екатеринбургского уезда, а в июле 1916 г. перевели в Преображенскую церковь с. Гуляевского Ирбитского уезда.

Во время гражданской войны о. Стефана арестовали в первый раз, но отпустили после уплаты контрибуции в размере пяти тысяч рублей. При белых батюшка снова стал совершать священническое служение в Богоявленской церкви с. Краснослободского.

Отец Стефан благословлял своих духовных чад вступать в ряды Белой армии, на стороне которой воевал и его сын Николай. При отступлении армии Колчака о. Стефан вынужден был уйти с белыми. Это решение далось батюшке нелегко. Ему было уже около семидесяти лет, и он хотел остаться служить в своем родном селе. Его сын долго уговаривал отца уехать. Красные полностью разорили хозяйство батюшки: забрали весь хлеб и зарезали скот. Видя безвыходность положения, о. Стефан наконец решил покинуть село с отступавшими войсками. С белыми о. Стефан отступал до г. Омска, где и остался служить священником при лазарете. Когда Омск захватила Красная армия, батюшка некоторое время продолжал исполнять свои обязанности при лазарете: исповедовал, причащал, соборовал раненых, духовно поддерживал болящих. Через несколько месяцев он решил вернуться обратно в родное село.

В это время Краснослободская ячейка коммунистов проявила особую революционную инициативу. Местным властям было предложено принять к исполнению решение: всех «бегунцов», то есть лиц, возвратившихся из стана Колчака, а также и других «вредных элементов» отправлять в концлагерь. Поэтому, когда отец Стефан вернулся в Краснослободское, он был взят под стражу для заключения в концлагерь.

Поскольку местные прихожане приняли на собрании решение просить органы советской власти оставить священника для совершения богослужений, 16 августа 1920 г. Екатеринбургская губернская чрезвычайная комиссия постановила: применить к Хитрову С. Г. как к контрреволюционеру, пытавшемуся «восстановить малосознательные массы против советской власти во имя спасения собственной шкуры», высшую меру наказания. Приговор был приведен в исполнение через два дня – 18 августа.

Согласно утвержденному на заседании Священного Синода 29 декабря 2022 г. документу «Рекомендации епархиальным архиереям Русской Православной Церкви о мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», священноначалие Русской Православной Церкви призывает, в частности, священнослужителей «организовывать мероприятия, посвященные памятным датам, связанным с новомучениками и исповедниками, и поощрять их фото- и видеосъемки для последующей публикации в СМИ».