В газете «Шадринские епархиальные ведомости» № 7 (29) за июль 2023 г. помещен ответ духовника епархии игумена Варнавы (Аверьянова) на вопрос читателя

В очередном номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за июль 2023 г. на стр. 4 в разделе «письма читателей» под заглавием «Вопрос священнику» помещен ответ на вопрос читательницы духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова):

За последние восемь лет в нашем храме назначается уже седьмой новый настоятель. Как Вы думаете, может ли это повлиять на жизнь прихода? Все батюшки хорошие; мы, прихожане, их любим и уважаем, но приходская жизнь никак не налаживается. Большой отток верующих. Только привыкнешь к одному священнику, только он узнает поближе о твоих внутренних проблемах – как уже его перевели. Только заработает воскресная школа, только появятся новые объединяющие прихожан дела – как снова всё затухает. А жизнь коротка, нестабильности в мире и так предостаточно. Как нам быть?

Татьяна К., г. Шадринск.

Здравствуйте, уважаемая Татьяна! Очевидно, что Ваш вопрос риторический. Вы сами, судя по тексту письма, понимаете, что «нестабильности в мире и так предостаточно». Поэтому естественно, что и в церковной жизни вряд ли кто-то будет ратовать за нестабильность.

При рукоположении священник как бы обручается со своей паствой и составляет с ней единое целое. Именно поэтому в таинстве священства ставленник трижды обводится вокруг престола под те же песнопения, какие поются и в таинстве венчания при троекратном обведении священником венчаемых вокруг аналоя с крестом и Евангелием. Особенно явно эта связь иерея и его паствы была видна в первохристианские времена. Существовала традиция, сохранившаяся, кстати, у старообрядцев, когда община верующих сама выбирала из своей среды кандидата в священники, и после хиротонии архиерей назначал рукоположенного клирика на тот самый приход, который его и предлагал. И не только священник, но и архиерей выбирался верующими своей епархии, не имея права затем менять кафедру. В житиях святых можно найти тому массу примеров.

В настоящее время в силу ряда причин такая практика выбора церковным народом клириков утрачена. Частые перемещения архиереев с кафедры на кафедру, а священников – с прихода на приход в Русской Церкви стали обычным явлением, особенно с наступлением Синодального периода в начале XVIII века. Конечно, это не могло способствовать расцвету приходской жизни. Следует ведь ещё помнить, что и приходы в то время приобрели характер скорее административный, нежели духовный. Нельзя назвать благоприятным для развития приходов и богоборческое время гонений на Церковь в XX веке. И всё же, несмотря на все трудности, крепкие церковные общины и духовное пастырство продолжали существовать.

Конечно, в идеале приход как духовная семья выстраивается многолетним трудом настоятеля, духовника. Однако внешние обстоятельства не в нашей власти. Далеко не всегда эти обстоятельства благоприятствуют спокойному течению жизни. Причины же тех или иных событий или поступков во многом от нас сокрыты. Из этого, конечно, не следует, что нам нужно сложить руки и быть фаталистами. Члены прихода – не «винтики» бездушной машины, а народ Божий.

В письме Вы спрашиваете: «Как нам быть?» Прежде всего, надо молиться. Господь силен умиротворить любые нестроения подобно тому, как Он единым словом утишил бурю на море Тивериадском в присутствии апостолов. Если же Вы всё же считаете, что архиерею не известны какие-то обстоятельства жизни Вашего прихода, то прихожане вправе довести их до сведения епископа. Важно только сохранять церковное единство и послушание священноначалию.